ПУБЛИКАЦИИ
Александр Чачия: «Уверен, более того – точно знаю, какими путями можно урегулировать проблему с Абхазией!»

1-analit-saSaГрузия, 8 июля, ГРУЗИНФОРМ. После того, как в газете «Грузия и мир» было опубликовано несколько интервью Александра Чачия, с нашей редакцией связалась известная журналистка Тинатин Шаншиашвили, которая предоставила нам аудиозапись интервью, записанного  Информационным агентством «Тбилиселеби» с Александром Чачия в 1998 году.

Эта беседа 15-тилетней давности является еще одним красноречивым подтверждением - насколько точные и безошибочные политические прогнозы делал господин Чачия в связи с политической действительностью и будущим нашей страны.

- В высших политических кругах России идет речь об открытии границы на Псоу. Как Вы думаете, что за всем этим последует?

- Пока об этом конкретного разговора нет, но завтра или послезавтра обязательно будет, поскольку политика наших властей совершенно бездумна. Не сделано ни одного шага по пути урегулирования этого конфликта, и никакой работы не ведется для того, чтобы упомянутые вами влиятельные круги России заняли в этом конфликте мало-мальски позитивную позицию. Позитивную, разумеется, с нашей точки зрения.

- Хочу спросить Вас по поводу приезда Березовского: изменит ли Березовский что-то, что принесет его приезд?

- Березовский ничего сделать не сможет, ничего не решит. Это – общий грузинский недуг – стоит появиться какому-то новому человеку, и все мы сразу начинаем говорить, что, вот, мол, он нам поможет, решит наши проблемы и т.п. А наши проблемы не сможет решить никто, кроме нас самих! Мы сами должны о себе позаботиться!

У тех кругов, представителем которых является Березовский, есть собственные интересы… Возможно, в ряде случаев наши интересы и совпадут, но это не означает, что один человек, каким бы богатым и влиятельным он ни был, решит столь важный региональный конфликт, коим является грузино-абхазский. Нельзя так мыслить и говорить. Это значит обманывать людей и вводить их в заблуждение. Этот конфликт сможем урегулировать лишь мы – грузины и абхазы.

Когда Шеварднадзе только пришел к власти, главным посланием его первых же выступлений было то, какой важной фигурой являлся он для мира, как много он сделал для  Запада, и что теперь Запад из-за этого поддержит и поможет маленькой пятимиллионной стране. Людей приучили к тому, что кто-то обязательно должен им помогать, а сами они должны, как дармоеды, ничего не делать. Вот такая ложь продолжается уже на протяжении стольких лет, и  этому следует положить конец. Ведь должны же люди понять, что никто ничего нам не сделает, и мы сами, повторяю, должны о себе позаботиться.

- Если в Грузии что-то продается, то все обязательно - иностранцам. Как по-Вашему, почему так происходит?

- Когда в стране ничего не производится, все парализовано, а руководству страны нужны деньги, которых должно хватить правящему клану и на существование (хотя бы на биологическом уровне) людям, властям приходится что-то продавать. Но что им продавать, когда у них ничего нет?!

Мы знаем, что у Грузии есть долг в 2 миллиарда. Это означает, что, даже в случае, если в стране начнется экономический подъем, нам на выплату этого долга понадобится, как минимум, 30 лет. А те, кто дал нам в долг, говорят: вот этот объект продайте тому-то  по такой-то цене, то есть даются прямые указания.

Помните, как Шадман Валави руководил Грузией? Этот человек был рядовым чиновником Международного валютного фонда. Когда  однажды, во время посещения Валютного фонда, я спросил руководство одного из департаментов  об этом человеке, оказалось, что они о нем даже не слышали. А ведь этот гражданин Пакистана на протяжении лет, фактически, верховодил в Грузии. Теперь  его место занял другой… Вот наша проблема. То, что сегодня продают предприятия и другие объекты - еще ничего, трагедией будет результат, к которому, в конце концов, приведет избранный  властями путь. Когда все продадут, и подавать уже будет нечего, возьмутся за землю, территории, поскольку у Грузии ничего, кроме территорий, нет. Вот что следует понять народу.

- Группа Саакашвили заявляла, что продавать земли и предприятия не гражданам Грузии допустимо, и против этого выступает лишь небольшая группа. А что думаете Вы? Объясните, кто такой Саакашвили?

- Я не знаком с ним лично, но из того, что читаю в прессе, с уверенностью могу сказать, что он является типичным представителем либеральной, глубоко прозападной ориентации. Такие парни на протяжении последних лет появились и в России, и экономически невежественная часть российского общества полагала, что они что-нибудь сделают, поскольку ими прочитана пара-тройка книг западных  специалистов, и они изъяснялись мудреными, непонятными научными терминами. Но ничего не вышло. Я считаю, что Саакашвили и его команда, якобы, реформаторов являются именно такими людьми. Они очень красиво говорят, но ни на что не способны и не могут быть способны. Поскольку для того, чтобы в Грузии, в этой патриархальной стране, где годами действовал совсем иной экономический строй, изменить экономику по полученным или выученным на Западе рецептам, недостаточно  только работы или учебы Саакашвили в Америке (не знаю, чем он там занимался в такой короткий срок). Во всяком случае, присутствие на лекциях нескольких болтливых профессоров Гарварда и прочтение пары-тройки книг не могут быть базой для этого. Исключено.

- По Вашему мнению, что происходит в Грузии, и вообще – есть ли будущее у нашей страны и в каком случае?

- Полагаю, все уже убедились, что тот путь, по которому сегодня идет Грузия, абсолютно бесперспективен. Мы все время слышим от наших властей, что каждый следующий год станет годом возрождения и расцвета. Этого не происходит, и народ уже в этом убедился. Когда несколько лет назад я выступал по телевидению и обращался к общественности, говоря, что с этим курсом у нашей страны нет будущего, не будет никакого продвижения и никаких перспектив, никто не верил, настолько народ был одурманен пустыми обещаниями и надеждами. Сегодня в этом бесперспективном положении нам всем надо суметь как-то объединиться и найти выход. Шеварднадзе никуда не уйдет по собственной воле. А его отставка путем революции, войны и стрельбы никому не нужна. Поэтому я предложил ему следующее: пусть он сменит правительство. Отстранит от власти коррумпированных людей. На пост премьер-министра я предложил кандидатуру Джумбера Патиашвили, т.к. к нему люди пойдут, поскольку он человек порядочный, не замаран в крови и заслуживает доверия. Я знаю нескольких очень серьезных людей, которые обязательно пошли бы к нему и работали бы вместе с ним.

- Каково положение в России, насколько можно видеть, Америка поступает с Россией точно так же, как поступила с Грузией и остальным миром?

- В России очень плохое положение, мы с Россией, практически, находимся в аналогичной ситуации, в связи с международными организациями и той же Америкой. Но разница в том, что мы - маленькая страна, и для нашего полного уничтожения потребуется год-два, а Россия - совсем другое дело, ее так быстро не проглотишь.

- Что Вы можете сказать о десятидневном визите Клинтона в Китай? По-моему,  такого прецедента еще не было…

- Визит Клинтона был признанием того, что Китай своим курсом добился невиданных успехов. А ведь это курс, над которым мы смеялись, поскольку там сохранились коммунистический строй и старая политическая система. Запад же доказывал, что у Китая ничего не получится, пока он не изменит систему. То есть, Китаю следовало поступить так же, как поступило продажное руководство  Советского Союза. Что оказалось совершенной ложью, и Китай доказал это всему миру. Подтверждением тому является еще и то, что в «недемократический, тоталитарный» Китай Запад ежегодно вкладывает инвестиции в 40-50 миллиардов, а в демократическую Россию, отказавшуюся от советского строя, - 2-3 миллиарда. Тем самым подчеркивается, что политика, которую осуществлял Запад в отношении Советского Союза, была направлена не на спасение наших народов и строительство демократии, а на разрушение конкурента-сверхдержавы и овладение его ресурсами. Впрочем, сейчас в Америке многие политологи признают, что это была величайшая ошибка, поскольку сегодня территория бывшего Советского Союза представляет для мира гораздо большую опасность, нежели в период существования СССР.

- Уже несколько дней в Грузии говорят о вводе войск НАТО. Не была ли трагедия в Гали  нацелена на то, чтобы ввести в Грузию войска альянса?

- Если был расчет на то, что воинские соединения Абхазии хотя бы ненамного выйдут за границу Ингури, и после этого Грузия обратится к НАТО за помощью, то это – большая глупость. Абхазы не такие дураки, чтобы сегодня предпринять подобное. Мы должны понимать еще одно: мы думаем, будто весь мир крутится вокруг нас и нашей страны. Полагаем, будто являемся для мира настолько важным объектом, что все только и думают, как войти в Грузию. Это не так. В настоящее время НАТО занимается гораздо большими и важными проблемами. Это касается проблем тех же Балкан и Прибалтики и т.д. И речи нет о том, чтобы войска НАТО вошли в Грузию или хотя бы в Закавказье. Это – очередной блеф, подброшенный опять же нашими политиками для того, чтобы показать народу: мы хоть и испортили  отношения с Россией, но, вот, у нас есть новый хозяин. Это – психология раба и иждивенца, противником чего я многие годы  являюсь.  В вопросах экономики у нас психология раба. В политике также – человека с рабской психологией и подходом. Вот, нам не нравится старый хозяин, и теперь мы хотим и нам нужен другой… И это говорят люди, которые головы, якобы, готовы сложить  за независимость Грузии. Позорно, если не сказать другого…

- В последнее время в стране планомерно идет процесс активизации  ЛГБТ-сообщества. Тут уже не идет речь о разрушении страны. Речь – о разрушении души и морали. Кому это нужно, кто стоит за этим, и кто их финансирует?

- Когда говорят о демократии, это все воспринимают на свой лад. Ни в коем случае в такой стране, как наша, нельзя внедрять гомосексуализм. Гомосексуализм может быть принят и, так сказать, поощрен, в такой стране, как Китай, но в Грузии – это исключено. Я сейчас это говорю с чисто прагматичной, а не моральной точки зрения. Когда нашей демографии, практически, не существует, о каком гомосексуализме речь! Но если выйти и заявить об этом по телевидению, скажут -   дескать, вы же хотели демократию, вот она.

- Но, если я этого не хочу, то ведь мои права нарушаются?

- Если не хотите, вы не делайте, а они хотят, и они будут делать – вот что вам ответят. Когда они ввозили демократию, кто вообще объяснил народу, что это означало, каково содержание этого? Наш народ хотел капитализма, но капитализм понимали как положение, при котором все имевшиеся блага осталось бы при них, и еще добавилась бы пара «Мерседесов». Но это не так. Можно ли, чтобы в Грузии выходила газета, в которой был бы представлен монолог какого-то гомосексуалиста, описывающего, как трудно ему приходится в этой стране, как не понимает его этот дикий народ, и где, мол, здесь демократия? Для них только это является демократией. Вот такую демократию занесла в Грузию свора, которая сегодня находится во главе страны. Поэтому, когда я пишу и говорю, что Грузия погибает, то подразумеваю не только экономические проблемы. Мы должны спасти грузинский народ  от физического уничтожения и нравственного падения.

- Насколько нам известно, в Министерстве юстиции зарегистрирована организация под названием «Цисарткела» («Радуга»), хотя, эту информацию еще следует перепроверить.

- Даже не сомневаюсь, что так и есть. Представьте, когда такие материалы печатаются в прессе, и создаются такие организации, а в народе открыто говорят о моральном лице и наклонностях представителей нашей власти, что делать гражданину, который, может, и не хочет верить в такие вещи, но воочию видит, что подобный подход стал государственной политикой? В такой ситуации граждане, в особенности, молодежь, вполне вероятно, могут невольно подчиниться подобным течениям.

- В чем Вы видите выход в плане российско-грузинских отношений?

- России очень трудно экономически, но даже в таком тяжелом положении у нее есть все ресурсы для того, чтобы решить важнейшие проблемы Грузии. Однако для этого нужна добрая воля. С Шеварднадзе ни один из влиятельных кругов России разговаривать уже не хочет. Поэтому я говорил и повторяю, что у нас должно быть правительство, укомплектованное в соответствии с этой задачей. В него должна входить группа лиц, которая в отношениях с Россией реально урегулирует жизненно важные для Грузии проблемы.

Вместе с тем, еще раз подчеркну: для того, чтобы правительство работало, исходя из интересов народа, а не личных интересов, нужно принять закон о личной ответственности государственного чиновника. Когда я об этом говорю, мне отвечают, что это недемократично, и подобного ни в одной демократической стране не происходит. Но ни одна демократическая страна не погибает такими темпами, как Грузия. Мы постоянно слышим от президента, премьера, министров фразу: «Всю ответственность беру на себя!». Но в чем выражается эта ответственность? Когда лицо заявляет, что будет премьер-министром, формирует правительство, представляет парламенту свою программу, в конце он должен сказать: мол, если я не смогу выполнить или не выполню представленную мной программу, вы можете меня наказать. Но как его наказать, если у нас нет соответствующего закона? Когда у страны такой критический момент, а власти не выполняют обещанное, для руководящих лиц мы должны ввести уголовную ответственность.

Рядовому гражданину не интересно, почему Лекишвили или Жвания не смогли создать миллион рабочих мест. Граждан собственное правительство грабит, обманывает, арестовывает и истребляет. После этого выходит президент и говорит, что во всем виноваты премьер-министр и правительство, и отправляет их в отставку. А они к тому времени сделали столько денег, что их совершенно не интересует политический пост. В таком случае и был бы задействован упомянутый закон, и тот премьер-министр или депутат сели бы в тюрьму на столько же времени, сколько находились во власти, с полной конфискацией имущества. Разве это не справедливо? Такой закон нужно иметь обязательно.  Он поможет нам и в том, чтобы не будет столько кандидатов в министры и депутаты. У стольких людей уже не будет желания войти в парламент и набивать там себе карманы. Так что, этот закон нужен стране жизненно.

- Еще раз хочу коснуться гальских событий. Не за горами осень. А эти люди живут под открытым небом, в палатках. По Вашему мнению, что с ними будет, что должно предпринять правительство?

- Хочу еще раз заявить официально: срочно вернуть в собственные дома людей, которые ушли из Гали, возможно. Я попросил передать это президенту, и он уже знает, но, видимо, его это не интересует.  Мы, несколько человек, которые этим займемся, возьмем ответственность на себя, и, если не выполним обещание, пусть нас накажут. Шеварднадзе это знает, но его не интересует ни наша ответственность, ни оставшееся под открытым небом население Гали. Он взял курс, и он до конца продолжит движение по этому курсу.

Беседовала Тинатин Шаншиашвили

Тбилиси, 1998 год.