За рубежом
Ситуация в Сирии переместилась в новую плоскость

zarub-3-situacia-siriaГрузия, 13 сентября, ГРУЗИНФОРМ. Неожиданный поворот приобрела накануне в ООН ситуация вокруг Сирии после того, как ее постоянный представитель при всемирной организации Башар Джафари объявил, что его страна с этого дня становится полноправным участником конвенции о запрещении химического оружия от 1992 года. Теперь решение вопроса о том, что делать с Сирией, будет выведено за рамки Совета Безопасности ООН.

Международным контролем и уничтожением химического оружия будет заниматься Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Это позволит перенести ситуацию в иную плоскость, поставить в другие рамки и хотя бы на время прекратить баталии в СБ ООН вокруг того, какими способами добиться урегулирования конфликта в Сирии.

С марта 2011 года, когда он возник на волне антиправительственных волнений, в Сирии погибло свыше 100 тысяч человек, и это число продолжает расти.

Обострение

Попытки в СБ ООН найти общий язык и прийти к единому мнению о том, как прекратить насилие в Сирии, ни к чему не привели. Попытки усадить сирийское правительство и оппозицию также оказались пока бесполезными, во-первых, потому, что антиправительственные силы в этой стране представляют собой разрозненные группировки, в том числе из экстремистов и террористов. Во-вторых, ни власти, ни оппозиция не отказываются от вооруженного пути достижения своих целей.

Ситуация обострилась после ряда инцидентов, в том числе 21 августа под Дамаском, когда погибло множество мирных жителей с признаками отравления газом зарин.

В обход СБ ООН США пригрозили нанести удар по объектам, где хранятся запасы химического оружия в Сирии, чтобы предотвратить такие инциденты, но идея не нашла должной поддержки внутри самой Америки. Франция предложила Совету Безопасности всемирной организации принять резолюцию с угрозой применения силы против властей Сирии в случае отказа от постановки отравляющих веществ под международный контроль для их уничтожения. В результате пятерка постоянных членов СБ ООН на этой неделе провела встречу для обсуждения предложения России сделать то же самое, но без угроз и шантажа.

Со своей стороны, Сирия согласилась раскрыть перед международным сообществом запасы отравляющих веществ.

Как добиться уничтожения запасов химоружия в Сирии, в частности, обсуждают в Женеве министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри. Там же с ними находится спецпредставитель генсека ООН по Сирии Лахдар Брахими, который координирует попытки политического урегулирования сирийского конфликта.

Письмо

Генеральный секретарь ООН получил 12 сентября письмо от президента Сирии Башара Асада, в котором выражено согласие присоединиться к Организации по запрещению химического оружия. Постпред Сирии при ООН Башар Джафари заявил журналистам, что «с юридической точки зрения» Сирия с этого дня является полноправным участником конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Вместе с тем, сроки формального присоединения, как признал посол, будут обсуждаться с ОЗХО.

Для государств, чьи ратификационные грамоты или документы о присоединении сданы на хранение генеральному секретарю ООН после вступления в силу упомянутой конвенции, она вступает в силу на 30-й день после даты сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

Пан Ги Мун как депозитарий конвенции приветствовал решение Сирии, к которому он ее давно призывал.

В письме, с которым ознакомился корреспондент РИА Новости, говорится, что, во-первых, Сирийская Арабская Республика подтверждает намерение выполнять конвенцию до того, как Дамаск формально к ней присоединится. Во-вторых, присоединение к ОЗХО Сирии не будет означать признания ею Израиля, который оккупирует часть сирийской территории на Голанах.

Джафари пояснил, что Сирия никогда не отрицала наличие у нее химического оружия и считает его «средством сдерживания» против Израиля.

По данным США, у Сирии есть около тысячи тонн отравляющих веществ.

Сколько уйдет времени?

Согласно конвенции, на каждом объекте хранения химического оружия первоначальная инспекция проводится сразу после того, как государство-участник о нем заявляет в ОЗХО. Для каждого такого объекта с организацией государство заключает отдельное соглашение для проведения систематических проверок не позднее чем через 180 дней после вступления для него в силу положений конвенции, то есть после формального присоединения к ней.

Объект по уничтожению химического оружия начинает действовать более чем через один год после присоединения к конвенции, и не позднее чем за 180 дней до этого составляется отдельное соглашение с ОЗХО.

Государство-участник начинает уничтожение химоружия первой категории, включая зарин, не позднее чем через два года после вступления для него в силу конвенции и завершает его не позднее чем через 10 лет. Однако если оно не в состоянии соблюсти эти сроки, оно может попросить их продления. В то же время каждая страна может уничтожать свои химические боеприпасы и в ускоренные сроки.

Иными словами контроль и уничтожение химического оружия — это длительный процесс, который особенно сложно поддерживать в условиях гражданской войны, которая идет в Сирии.

Как уничтожать?

Уничтожение химического оружия предполагает необратимое преобразование его в непригодное состояние.

Каждое государство-участник конвенции само определяет, каким способом оно будет уничтожать химическое оружие. Однако конвенция оговаривает, что для этого не могут быть использованы следующие способы: затопление в каких бы то ни было водоемах, захоронение в земле или сжигание на открытом воздухе. Химическое оружие может быть уничтожено под международным контролем только на специально выделенных и соответствующим образом сконструированных и оснащенных объектах. Что же делать с химоружием, которое может попасть из-за границы в Сирию в районы, контролируемые оппозицией, пока никто не может сказать.

Что остается Совету Безопасности ООН?

Всеми вопросами по химическому оружию Сирии будет заниматься ОЗХО. Однако в условиях вооруженного конфликта в этой стране не исключены ситуации, которые так или иначе могут быть вынесены на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Так что полного его отстранения от ситуации в Сирии избежать не удастся.

Подключение ОЗХО напротив, как полагают политики, может позволить продвинуться к политическому урегулированию в Сирии.

Как заявил накануне в Женеве эмиссар ООН Лахдар Брахими, как только Россия и США придумают, как решить проблему с химоружием Сирии, можно будет говорить о созыве международной конференции с участием сирийских властей и оппозиции.

Заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джефри Фелтман в интервью CNN отметил, что хотя значительную роль в Сирии теперь призвана сыграть Организация по запрещению химического оружия, многое будет зависеть от самих государств-членов ООН, на которые ляжет бремя по контролю над химическими боеприпасами в Сирии. По словам Фелтмана, нужно «полагаться во многом на то, что страны-члены ООН смогут вместе сделать в политическом плане, с точки зрения логистики и безопасности».

http://news.mail.ru/politics/14746072/?frommail=1