Право
Саакашвили: «Шеварднадзе ударил кулаком по столу и сказал, давай войдем в Абхазию. Тевзадзе повернулся к нему и ответил – куда мы войдем, у нас даже топлива для танков нет!»

1-samm-2Грузия, 26 сентября, ГРУЗИНФОРМ. Вчера в Нью-Йорке, в последний раз в ранге президента, Михеил Саакашвили встретился с представителями грузинской диаспоры. В своем 35-минутном выступлении он отметил:

«Маленькая страна не должна разминуться со своим шансом. Давид Строитель был великим царем, но если бы он правил, к примеру, во времена монголов, у него не было бы никаких шансов сделать что-то. Это же понятно. Войскам Чингисхана не смог противостоять никто в мире.

Давид Строитель взошел на трон, когда турки-сельджуки разваливались и это был шанс на осуществление реформы. Но если бы не было царя Давида, сам по себе распад турок-сельджуков ничего не принес бы Грузии. Здесь была комбинация: хорошая геополитика и сильный правитель, правильная политика.

А теперь посмотрим, какой была ситуация в Грузии в течение последних десятилетий. Советский Союз распался. В этом внесло большой вклад национальное движение Грузии. В конце концов, только в 19-м веке было до 20 восстаний и потом в 20-м веке. Грузины все время сотрясали этот Советский Союз, но СССР распался и в Грузии сразу же началась гражданская война. В то время, как Балтийские страны выстояли, и это был период, когда они выкачивали все ресурсы из России. В те годы они разбогатели. А мы только в 2012 году символично догнали уровень 1988 года. Они с этого уровня не спускались, весь этот период они с этого уровня поднимались. Мы упустили этот первый шанс.

В конце сентября 1993 года русские и сепаратисты взяли Сухуми. В конце октября в Москве началась гражданская война. Еще бы месяц – и никому бы не было дела до Абхазии. Когда Ельцин направил танки на парламент, я был здесь, в Нью-Йорке. Случилось что-то поразительное. Мы на месяц разминулись во времени, чтобы сохранить контроль над Абхазией. В 1998 году, когда в Гали произошли известные события, у Грузии было никудышнее, слабое правительство, и когда Шеварднадзе ударил кулаком по столу и сказал, давай войдем в Абхазию. Тевзадзе повернулся к нему и ответил – куда мы войдем, у нас даже топлива для танков нет. Я не рассказываю вам сплетни, я был на том заседании Совета безопасности и знаю, как это происходило. И тогда мы разминулись во времени со всем».