Религия
ГРУЗИНФОРМ: Что мешает выведению грузин «новой породы»…

parodaГрузия, 11 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Синергия Грузинской Православной Церкви, грузинского государства и общества, как говорит Католикос-Патриарх всея Грузии Илья II, всегда обуславливала мощь грузинской нации и её государственности. Но только тогда, когда такая синергия существовала. И наоборот - когда эти три ипостаси по отдельности, либо вообще - в противостоянии друг с другом пытались осуществлять государственные, или национальные интересы, грузинское сознание оказывалось перед угрозой уничтожения. История Грузии хранит тому много примеров. Однако, под игом очередного поработителя грузины всё-таки умудрялись сохранять собственную самобытность, национальное лицо и вероисповедание.

Период распространения христианства в Картли и перипетии того времени ясно показывают - на какие категории опирались правила мирного сосуществования, которым нас сегодня заново «учат» под именем «толерантности» (кстати, государства, которые всего каких-то 60 лет назад научились, что недопустимо преследовать людей по национальному, расовому, или религиозному признаку). Большевистский «воинствующий атеизм» сегодня заменил «воинствующий секуляризм», но это не должно удивлять, поскольку большевистский и неолиберальный подходы удивительно схожи. Обе идеологии изгоняют религию  из личной жизни и суживают её социальное пространство.

Свобода вероисповедания, как будто признанная во всем мире, сегодня все больше отдаляется от публичного пространства. В некоторых странах Европы уже начали поговаривать, что христиан преследуют. Кое-где в публичном пространстве даже запрещают носить крест, мотивируя тем, что это раздражает представителей других конфессий. В строго гарантированных и отрегулированных конвенциями вопросах все чаще появляются вопросительные знаки, например: почему в Европе мусульмане не имеют право строить мечети и поэтому расстилают коврики для молитвы прямо на улицах Парижа? Почему в Британии нельзя носить крест на работе? Так, в советское время тоже запрещалось носить крест и выполнять религиозные обряды! Если пойти в аналогиях еще дальше, в глубь веков, получится, что если бы царица Грузии Святая Великомученица Кетеван в 1624 году лишь на словах отреклась от Спасителя, то избежала бы пыток и жила бы в роскоши!

Без современного контекста отношения к религии, тем более - без прибегания к помощи исторического контекста и его анализа невозможно рассуждать о взаимоотношении Церкви, государства и общества и в сегодняшней Грузии. Участившиеся в последнее время нападки на Грузинскую Православную Церковь в целом, и на её Предстоятеля в частности, вызывают обеспокоенность и негодование грузинского общества. Нельзя не отметить, что авторами этих нападок «совершенно случайно», в кавычках, являются группы, настроенные к Православной России крайне конфронтационно и поддерживающие прежнюю власть Грузии.

Их излюбленные темы – это «батюшки в джипах», насмешки над правосланым единоверием, «темнота православных» и «забота» о правах различных меньшинств. Кровавое противостояние, не состоявшееся в Тбилиси 17 мая 2012 года, в День зашиты прав сексуальных меньшинств, было запланировано именно с той целью - чтобы сообщить всему миру о непримиримости и агрессивности православных в Грузии! А упомянутая в Рождественском послании Патриарха Ильи II «проблематичность» детей, рожденных суррогатными матерями, сразу окрестили проклятием! Но Патриарх ничего подобного не говорил и Предводитель католиков Грузии епископ Джузеппе Пазотто на другой же день заявил, что ошеломлен истеричной реакцией на эту серьезную этическую проблему.

Вся эта кампания против Православной Церкви питается только одним мотивом. По всем опросам, большинство населения Грузии (84% ) доверяет Грузинской Православной Церкви и Католикос-Патриарху Илье II. Именно он имеет моральное право и обязанность предупредить прихожан (а с учетом высокого авторитета среди последователей других конфессий - практически все население Грузии) об опасных и далеко идущих губительных тенденциях. Высокий авторитет Грузинской Православной Церкви не сумела «смыть» прежняя власть, а теперь её адепты и идеологические союзники собираются сделать это другими методами. В антирусских выходках они все чаще обращаются к историческим примерам побелки грузинских фресок и грабежей, произведенных экзархами. Такие факты, бесспорно, имели место - была и отмена Автокефалии, так же, как и упразднение Царского трона. И вот, играя на этих национальных струнах, эти группы пытаются предстать в роли защитников Церкви.

Часты также циничные высказывания, что «эти 84%, которые считают себя верующими, вообще не знакомы с Евангелием и не знают основ веры». Излишне говорить, что переадресовка к категориям знания вопросов веры не имеет ничего общего ни с действительностью, ни с защитой авторитета Церкви. Все объясняется гораздо проще: Церковь – это последний бастион в сознании грузинского общества, который должен быть разрушен, и тогда им будет гораздо легче управлять страной и народом. Вопрос отмены Автокефалии ГПЦ, как и другие сенситивные вопросы, рассматриваются этими группами вне контекста. Хотя, если следовать их логике, тогда за повторное неупразднение Автокефалии Грузинской Православной Церкви и восстановление российского патриаршего трона эти группы должны быть благодарны Иосифу Сталину! Но не тут-то было - этот общеизвестный исторический факт вовсе не принимается ими во внимание и со скончавшимся 60 лет назад Сталиным они борются сегодня с таким же энтузиазмом, как с Церковью!

Не ищите здесь историческую логику... Исторически и на современном этапе Церковь всегда служила нации. История – это процесс, а не отдельные, вырванные из исторического контекста, факты, которыми часто манипулируют недоброжелатели Церкви. К примеру, в Грузии периодически слышны призывы о необходимости проведения нового «Руис-Урбниссского Собрания», но мало кто думает о том, что для этого нужны, как минимум, Давид Агмашенебели и Георгий Чкондидели, причём -  оба вместе! Эта аналогия покажется еще более глубокой, если добавить, что прежняя власть считала себя реформаторской и в своей амбициозной задаче незаметно подошла к порогу, на котором большинство населения Грузии – и верующих, и атеистов – сказало ей на выборах громкое «нет»! Последний период в новейшей истории Грузии самым наглядным образом подтверждает, что если правитель одновременно противостоит и Церкви, и обществу, то его судьба предрешена. Однако, всемирно известные архитекторы новых «реформ» все еще не осознали причин своей неудачи и пытаются во второй раз «войти в ту же самую реку»…

Еще один пример конфликта между Церковью и властью в Грузии связан с гражданским противостоянием 1991- 1992 годов.  Некоторые сторонники ныне покойного президента Грузии Звиада Гамсахурдиа по сей день считают, что Патриарх Илья II тогда должен был активно вмешаться в эти процессы. А ведь сегодня, с высоты прошедших лет, мы ясно понимаем, что неизвестно – какой плачевный результат мы бы имели после такого «вмешательства». Ведь Церковь не является церковью какой-либо партии, или власти. Она - одна и неделима для всей паствы, в которой, к примеру, один - министр, а другой - дворник.

 Грузинская Православная Церковь не вмешивается и не вмешивалась в политические процессы, хотя отдельные ее представители иногда фиксируют свои симпатии - антипатии. Хорошо это, или плохо? Для одних, к примеру, более приемлем Владыка - сторонник прежней власти Грузии, для других – власти нынешней, но в целом Церковь не может позволить себе, и не позволяет такую пристрастность. Однако, никто не может запретить политикам присутствовать на литургии со свечами в руках и они успешно используют эту возможность.

Вообще, грузинские правители часто совершали действия, которыми явно пытались завоевать симпатии прихожан, например – когда президент Эдуард Шеварднадзе в 2001 году подписывал в древнем храме Светисцховели во Мцхета специальное Конституционное соглашения между Грузинской Православной Церковью и грузинским государством (т.н. Конкордат). Саакашвили в этих методах пошел еще дальше - он часто обращался к прихожанам с амвона, а в 2004 году даже принес президентскую присягу на могиле грузинского царя Святого Давида IV Строителя в Гелатском монастыре близ Кутаиси.

Анализируя сказанное, становится очевиден и мотив объявленного сегодня т.н. либерал - реформаторами «похода» против Грузинской Православной Церкви и её Предстоятеля - понимаешь, что больше всего им мешает авторитет Католикос-Патриарха всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Ильи II, слово которого для общества - весомей слов любых руководителей грузинского государства.

В заключении подчеркнём, что положению Церкви в советское время, конечно же, трудно позавидовать, но методы, которыми Церкви противостоят сегодня, намного вероломнее. С политическими, часто подсказанными извне, целями сегодня пытаются устранить в лице Церкви главное препятствие, которое мешает внедрению в наше общество чуждых и неприемлемых нам ценностей. Ведь после этого будет намного легче «вывести грузин новой породы»...

Аналитическая группа ГРУЗИНФОРМ

paroda-1 paroda-2
paroda-3 paroda-4