ПУБЛИКАЦИИ
Мишин «кабуки» под открытым небом

analitВ общем-то, страсть к лицедейству (непреходящему актерству) заложена практически во всех сильных мира сего. Вот, к примеру, Адольф Гитлер, Дуче, как и нынешний Чавес Уго, с целью героизации собственного   образа,  откровенно прибегали и прибегают к карикатурным штришкам. Что, несомненно, на определенном этапе приносит свои положительные плоды, но кончается скверно. Ну, а для других (Леонид Брежнев, Рональд Рейган, Буши – отец и сын, да и наш нынешний, соответственно) характерна любовь поиграть в «своего парня», выходца либо из рабочей среды или техасской гущи, либо из интеллигентной семьи,   с мамой-профессором. Однако, с нашей точки зрения, учитывая установку вечной власти, более предпочтительным представляется манера Иосифа Сталина, перепоручившего утомительную роль играть короля и всенародного любимца своему окружению. Отличавшийся выигрышной немногословностью, Иосиф Виссарионович, кстати, добился того, что каждое его появление перед публикой становилась для народа эпохальным событием, поступательно повышая градус всенародной любви. Не то, что сейчас - выход на сцену современных «первых» - в общем-то, дело рядовое и нескончаемая оперетта или водевиль, подтверждающая, что правители, увы, тоже мельчают вместе с народом.

Вот у нас, к примеру, что не день, то новый «кабуки» под открытым небом. Министры кучкуются то на последнем   этаже достраиваемого небоскреба, то обсуждают проблемы с «первым» под звуки набегающих морских волн или внемлют индустриальной мощи трактора на аграрных просторах. А вот в последний раз даже проникли гуськом в пещерный комплекс «Сатаплиа», где в ближайшее время развернет богатырские плечи грузинский туристический «Олимп». И наговорили такое, что страх и боязнь обуяли наш народ. Неужели будем жить по сценарию «Тбилиси – 1917-й» с замолчавшими фабричными гудками, простаивающими паровозами без угля в топках, промерзшими квартирами и шалящими на улицах бандами грузинского Махно?

Отступление не под фанфары…

Итак, главным экономическим вызовом для страны президент назвал в пещере всемирную инфляцию, которая "породила стремительный рост цен и сковала возможности многих государств, среди которых оказалась и Грузия". Он поручил правительству отыскать деньги в резервных фондах для локализации проблемы и еще раз призвал уменьшить административные расходы.

Скорее всего, в устах «главного» подобный пассаж выглядит потерей обыкновенного оптимизма и   неожиданно разлитой   черной экономической краской – аккурат, перед самым Новым годом. Что тут скажешь?  Вот и доигралась команда до признаваемого кризиса, то есть - под собственными ошибками   и упущениями поставила подтверждающую вельможную печать. Позволительно спросить: а где обещанные золотые горы, кисельные берега и сингапурского образца экономическое чудо? Да и ради чего признавались все наши экономические теоретические победы в бизнесе, системе налогов и прочее , и прочее, когда мы - не работающая и безработная страна с определяющим импортом и фрагментарным экспортом? Невольно веришь пещерникам - а не ждет ли нас в разгар зимы самый настоящий полномасштабный крах с обесцениванием лари и картошкой за миллион?

Базар-рынок подсказывает, что дело обстоит именно так. Картофельная ценовая кривая за пройденный период нисколько не изменилась. Более того, ассортимент товара просто плохо обновляется, то есть завоз минимальный, а расход, сдерживаемый ростом цен, - средней паршивости.

«Раз - картошка, два – картошка…»

В чем же дело? А в том, что картофелеводство в стране - отрасль развивающаяся, но, в общем-то, стихийно и без учета   особенностей собственной рыночной ситуации. Конечно же, власть обязана сделать то, что не делает - найти возможность оптимизировать цену картофеля, как это пытался сделать в свое время сам президент, обещая земледельцам Южной Грузии (когда оттуда уходила последняя российская военная база) организовать производственную смычку между здешними картофелеводами и грузинской армией в плане ее обеспечения «вторым хлебом». Эта позабытая инициатива «первого» решила бы одним махом множество проблем, как для картофелеводов в социальном плане, так и для армии - с точки зрения стабильности ее обеспечения продуктами и экономии военных расходов. А самое главное - уменьшило бы зависимость рынка от экспорта. Но обещание осталось обещанием, а картофельный регион находит свои способы и выражения, чтобы противостоять непоследовательной и пагубной централизованной аграрной политике, не только мешающей жить в ногу со временем, но и решать проблему собственного материального обеспечения.

Остается спросить: были ли какие- либо дополнительные расходы у фермеров в нынешнем году, чтобы объективно повысить цену «второго хлеба» более чем на сто процентов, при общем уровне инфляции (кстати, отмечаемом властью) в 11-12 процентов? Конечно, нет, это просто преподнесенные уроки стихийного развития процесса. Вопрос ставится так: почему можно повышать цены, скажем, на хлеб, масло растительное и сливочное, брать с потребителей одного региона больше, а им на месте нельзя повышать цены на продукцию собственного производства? Вот и срабатывает принцип «цепной реакции», поскольку государство тоже повело себя абсолютно равнодушно и пассивно в связи с набирающим обороты кризисом. Разве трудно было, предвидя картофельный обвал и мотивацию поведения производителей, заранее позаботиться о том, чтобы хотя бы круг приближенных к власти бизнесменов  взялся отслеживать вопрос   «второго хлеба» и завозить его из других мест по   скользящему графику? С целью оптимизации рыночных объемов картофеля в расчете до нового урожая. Не надо было никому платить большие деньги, а лишь стимулировать кого-то через тендер - мероприятие, столь любимое нашей мэрией. Да и вообще, почему столичное начальство стоит практически в стороне от вопроса обеспечения городских  рынков продуктами питания в плане организация поставок, регулирования спроса и предложения? Ведь, в противном случае, несомненно, можно было добиться того, чтобы попридержать рост цен. Причем элементарно - следовало просто   взять организационные вопросы под собственную опеку. Это с одной стороны. С другой, требуется то же самое государственное внимание к фермерам субтропической зоны. Здесь   давно пора заработать конвейеру в направлении соседних стран и через море заключать договора -контрактаций. С тем, чтобы в пору массового сбора цитрусовых не затоваривались они в нашем ограниченном рыночном пространстве,   и не возникала отдушина перепроизводства мандарин и лимонов, которая уже налицо, хотя и не признается «сверху». Могут ли стоить, объективно, неплохие лимоны 1 лари за десяток - столько же, сколько стоят две головки чеснока или, скажем, пачка бумажных салфеток? Ни в одному случае, судя по складывающейся рыночной ситуации и растущим, как на дрожжах, ценах, наши  самые   высокие начальники, включая городские власти и их аграрных подручных, не сделали того, что они были обязаны сделать по должности- в силу своих высоких возможностей и межгосударственных связей.

Президент по поводу роста цен нашелся сказать из подземелья лишь следующее: "Повсеместно растут цены на горючее, пшеницу, гречиху, масло, и жаль, что у правительства нет своего бензина, а то оно с удовольствием раздавало бы его бесплатно". Очередная буффонада? Разумеется! Никто не требует столь «высокой жертвенности» от нашей  команды правителей, живущих по принципу «праздника, который всегда с тобой» в батумском исполнении. В остальном - сплошной   самотек и повышенное доверие складывающимся обстоятельствам. А ведь известно: от ничего не бывает ничего. Вот и культивируются рыночные отношения либо стихийно, либо по той субъективной объективности, устраивающей лишь рыночную мафию, которая, точно же, не спит и активничает, подправляя государственные направления (сверху донизу) в свою пользу. Мы же, благодаря территориальным преимуществам и климатическим особенностям, не   уничтожаемся как ряд племенных образований планеты, но и не живем уже давно нормальной жизнью. Поскольку там, «наверху», на это явно не хватает квалификации, да и давит   невежественный волюнтаризм, а самим управлять государством снизу просто не позволяет та же квалификация. Вдумаемся: вся история оппозиционного движения,( в общем то призванная поддерживать народ) видимо, и в первое десятилетие, и особенно - во второе - после приобретения страной независимости - оказалось сплошным предательством по отношению к интересам народа, всего лишь театрализованным представлением на открытом воздухе.

Стыд на всю Европу!

А точнее, коммерческой оппозицией, умеющей удачно педалировать и делать деньги из массовых проявлений народного гнева. Всегда вызывало определенные подозрения наличие в стране неимоверного количества политических партий, движений, неправительственных организаций. Действительно, для чего нескольким миллионам обслуживание сотен лидеров-говорунов, поднимающих народ, как оказалось, лишь с той целью, чтобы выманить у президента Миши казенные миллионы?

Что же станут говорить по этому поводу в просвещенной Европе, цитадели западной демократии - Америке? А ничего, они прошли через все эти черные полосы и настолько преуспели, что сейчас уже просто неразличимо для рядовых граждан там, за кордоном, где сплошное черное, а где - сплошное белое.   Да и проявления всеобщей классовой борьбы в разрезе передела мира и государственной политики    за всеобщее благополучие и мировую демократию - не то же ли самое делание больших «бабок»? Так что, да здравствуют вечная война в Афганистане с нашим участием, и лаборатории постоянных терактов в Ираке и Пакистане и еще кое-где... Мы   с Азербайджаном, крошечной Арменией, а также горским Кавказом можем стать лаборантами-подручными в этих   политических лабораториях. К тому и идем, с подачи наших «старших», занимаясь отнюдь не своими делами и сверхзадачами по заданию западных друзей. А дома, оказывается, такие прокручиваются истории с участием президента и оппозиции, что становится несколько неудобно и непонятно, почему никто никого не вызывает на дуэль или, скажем, хотя бы в суд…

По всему, наша молодая оппозиция из мирового исторического опыта удивительно удачно усвоила для себя самое главное: голос народа, манипуляция его поведением - это, само по себе, уже деньги и бизнес. Оттого-то так много у нас политиканов – увеличивающих тиражи прописных истин, когда дела ни на одном фронте государственного строительства не улучшаются, а процесс сращивания политической позиции ( то есть власти) и ее оппозиции приобрел вид обычных товарно-денежных отношений. Кого и к чему могут звать оппозиционеры? К смене власти, которая по ходу передачи ключа правления из рук в руки уже третий раз за новую историю Грузии повторяет одни и те же ошибки, отличается беспринципностью и бездеятельностью, предательством к социальным интересам общества?

Нетрудно предсказать после всех «занимательных» историй, озвученных в прессе и по телевидению, что кое-кому страной управлять станет гораздо легче, поскольку не избежать полной апатии после стольких разоблачений и грязи. Народу хочется просто отдохнуть и почитать на ночь газету «Асавал-дасавали», столь искусно расправившуюся с грузинскими «инакомыслящими». Вот только откуда идет это «партийное» задание? Давно понятно, что даже птичка просто так не пролетает в грузинском государстве. А если на сцене висит ружье, то оно непременно должно выстрелить в последнем акте. Или же появляется на помосте тот, кто глаголет очередную истину о   фактах преуспевания национальной власти. Таковыми оказались, по нашему разумению, «афоризмы» главы финансового ведомства   Кахи Баиндурашвили на парламентских «слушаниях».

И министра понесло…

Именно с 2012, а не с какого-либо другого, года министр финансов прогнозирует, что Грузия станет страной – экспортером кукурузы. На чем основывается столь откровенный оптимизм? Да, на том, что уже в будущем году, по принятому решению, будут закуплены на десятки миллионов долларов элитные семена кукурузы и пшеницы. Видимо, первый финансист страны полагает, что этой суммы вполне достаточно для того, чтобы преодолеть зерновой дефицит, в то время, как мировая практика подсказывает несколько другое. Даже миллиардные инвестиции, причем, на протяжении не года и не двух, а десятилетий не позволили преодолеть проблему голода и мирового дефицита продуктов, содержащих белок. Более того, даже первому советскому кукурузоводу, генсеку Никите Хрущеву, несмотря на титанические усилия и прорву бюджетных средств, не удалось сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Понятно, козырной туз как министра финансов, так и первого по рангу агрария, спрятан в манишке американского Госдепа, который, вобщем-то, содействует поднятию непрофильной урожайной силы кукурузного гектара в Грузии. Но, надо полагать, речь в данном случае идет лишь о генмодифицированных семенах, хотя, известно по нашим парламентским разработкам, с 2011 года вводится запрет как на   выращивание, так и использование ГМО. Добавим, что в связи с этим предполагаются изменения в законе «О новых видах животных и растений». Вот так просто, исподтишка, хотят открыть кукурузный ларчик господа министры, притом, что об этой кукурузе и продуктах гуляют самые противоречивые, недобрые слухи. Но разве заботит вельмож состояние здоровья собственных граждан? Это высокая материя, недоступная пока что их сознанию, поскольку целью ставится иная задача: услужить президенту и поднять собственный министерский авторитет в его глазах, пусть даже пренебрегая здоровьем соотечественников.

Умный человек, глава Торговой палаты США Дэвид Ли, по сообщения СМИ, откликаясь по поводу наших дел в «Файненшел таймс», отметил, что главной проблемой   грузинского сельского хозяйства является отсутствие согласованной стратегии между инвесторами и властью. Кроме того, во всех странах с ведущим сельскохозяйственным сектором экономики государство активно поддерживает фермеров, что у нас, к сожалению, места не имеет. Это и обусловливает неконкурентоспособность грузинской аграрной продукции, и ее неадекватно высокую цену.

Стоит обратить внимание еще на один прожект находчивого финансиста, который предполагает поднять грузинский пенсионный пакет до 100 долларов США. Надо же! Но тут же наш главный распорядитель «бабками» начинает хитрить. Оказывается, речь всего лишь о технических вопросах перехода на этот пенсион в будущем. А почему нельзя было подготовить техническое основание к этому самому переходу на повышение пенсии в 2006 или в военном 2008 году? Да и откуда взять для этих целей около 5-6 миллиардов бюджетных ассигнований? В общем, по всем статьям - очередной пиар, приятная весть для фраеров, должностное   фуфло, ничего не обещающие и не предполагающие…

А ведь утомительно практически ежедневно осознавать, что тебя дурачат, морочат голову, а то и просто относят к категории стадных животных. С этой целью и создан грузинский театр «кабуки» под открытым небом. Не так ли?