ПУБЛИКАЦИИ
«ГРУЗИНСКИЙ ПАСЬЯНС КИТАЙСКОГО ДРАКОНА» - Изабелла Мурадян

 Грузия, 26 января, ГРУЗИНФОРМ. Директор Китайского центра науки и культуры (Армения) Изабелла Мурадян - специально для ГРУЗИНФОРМ:

«Как-то незаметно для новой армянской элиты в их мышино-кошачьей возне прошло значимое историческое событие, определяющее расклад новых региональных пасьянсов на ближайшие годы, если не десятилетия. В Закавказье через Грузию стремительно вошел новый геополитический игрок - Китай. 13 декабря с.г. состоялось торжественное официальное открытие "Шелковой железной дороги" - первый поезд из Китая (порта Ляньюньган) прибыл в Тбилиси в рамках глобального проекта КНР "Новый Шелковый путь".

Согласно порталу Грузия-онлайн на торжественном мероприятии, по случаю прибытия поезда премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что посредством проекта "Шелковый путь" Грузия станет мультирегиональным центром и в рамках данного проекта будут перевозиться грузы с крайнего востока Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию, далее в Турцию и Европейские страны. "Я рад, что символически наш поезд украшен флагами Грузии, Азербайджана, Турции, Казахстана и ЕС. Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за 8-10 дней, принять грузы в Грузии, затем за 3-5 дней - в разных странах Европы. "Шелковый путь" - это дешевый и кратчайший путь, в пять раз уменьшенный путь из Азии в Европу. Наша страна представляет часть кратчайшего маршрута и этот маршрут дает нам дополнительный шанс стать одним из важнейших участников мировых экономических событий. "Шелковый путь" - это дополнительный импульс для размещенных в одном поясе стран-партнеров для углубления политических. культурных, экономических отношений. Верю, что этот проект принесет в нашу страну больше инвестиций. больше занятости и благополучия. Верю, что посредством "Шелкового пути" Грузия станет мультирегиональным центром, который свяжет Европу, Восточную Азию, Индию, Центральную Азию и Средний Восток", - заявил грузинский премьер (http://www.apsny.ge/2015/eco/1450034694.php).

Напомним, что китайцы давно активно работают в Грузии и грузино-китайские отношения развиваются очень динамично. Если объем торговли в 2000 г. составлял $4,1млн, то по итогам января-мая 2015 г., только объем экспорта из Грузии в КНР достиг $47,1 млн.  и это на 113% больше, чем за аналогичный период 2014г. (http://www.chinapro.ru/rubrics/1/12749/).  На сегодня Китай участвует во многих крупных грузинских проектах, например в работах модернизации инфраструктуры грузинской железной дороги, реконструкции Рикотского тоннеля (который соединяет Восточную Грузию с Западной), строительства железной дороги в обход Тбилиси, учавствует также в энергетических проектах, среди них – строительство Ходорской ГЭС мощностью 24 МгВт на реке Панкиси и т.д. Уже несколько лет действует прямой авиарейс из Тбилиси в Урумчи /Китай/, которым широко пользуются и армянские бизнесмены и челноки. В Грузии действуют две свободные экономические зоны для китайского бизнеса свободная промышленная зона в Кутаиси и торговый центр-квартал в г.Тбилиси  - "Тбилисское море плаза" /промышленно-торговая компания КНР Xinjiang Hualing Group/ который является крупнейшим не только в Грузии, но и в регионе Закавказья и т.д.

В 15-16 октября в 2015г. под патронажем премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили.в Грузии прошел беспрецедентный для региона международный инвестиционный Форум "Великий шелковый путь".  В Тбилисском форуме Шелкового пути приняли участие 800 представителей из 31 стран  - КНР (500! человек, чиновников, бизнесменов, глав крупнейших корпораций), ОАЭ, США, Турция, Южная Корея, Азербайджан, Афганистан, Словения, Венгрия, Италия, Армения, Чехия, Казахстан и т.д., в том числе - вице-премьеры и министры, руководители 20 международных, финансовых и донорских организаций, а также бизнесмены. Итогом международного форума стали несколько договоренностей между грузинской и китайской сторонами. В частности, китайская корпорация Dongfang Electric будет финансировать строительство теплоэлектростанции в Ткибульском /Западная Грузия/ муниципалитете Грузии, между "Грузинской международной энергетической корпорацией" и корпорацией Dongfang Electric в рамках прошедшего в Тбилиси форума был подписан ряд соглашений. Кроме того, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили объявил о достижении предварительной договоренности с компаниями из КНР о строительстве крупнейшего на Черном море глубоководного порта (http://russian.news.cn/2015-10/17/c_134721820.htm).

Но главное, для нового геополитического расклада всего региона - Грузия и Китай согласились подписать до конца 2015г./начала 2016г./ соглашения по безвизовому режиму и беспошлинной торговле.

Учитывая "весовые" категории обоих государств мы однозначно можем констатировать резкое увеличение китайского присутствия в Грузии - появление множества малых и больших проектов с участием китайского капитала, увеличение китайской общины в Грузии, которая уже насчитывает тысячи человек.

Отметим, что после "шоковых политико-экономических реформ" Саакашвили и российско-грузинской войны 2008г. Грузия находится в сложном экономическом положении и сильно зависит от западных, а еще в большей степени от тюркских (турецко-азербайджанских) проектов. Конфликт с Россией ограничил ее возможности в плане инвестиций и получаемых трансфертов, и несмотря на шаги в сторону улучшения (переговоры грузинского правительства о поставках газа с Газпромом, отмена визового режима со стороны России и т.п.) отношения двух стран весьма далеки от нормальных.

Как ни странно, на первый взгляд, но в грузинском пасьянсе Китая наибольший акцент ставиться именно на геополитическую составляющую. Китай давно и активно продвигает мирную "экономическую" экспансию, завязанную на своих геополитических интересах. Его интересует создание (восстановление) транскоммуникационных связей, обеспечивающих бесперебойную торговлю со всем миром, и, особенно, с Европой.        Собственно на этом строится провозглашенная новая доктрина Китая (осень 2013г.), которую озвучил председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии. Он выдвинул историческую инициативу по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века - "Один пояс и один путь". На пути создания глобального евразийского коридора, Китаю приходится преодолевать различные сложности, главная (в сфере геополитики) определяется тюркским фактором. Западная часть Китая - Синьцзян-Уйгурский автономный район является малой родиной тюрок, а Китай исторически является одним из основных центров борьбы с агрессивной идеологией пантюркизма и успешно борется как у себя, так и в странах Центральной Азии против тюркского терроризма, официально поддерживаемого Турецкой республикой.       

И здесь интересы Грузии и Китая (как и Армении, России и Ирана) совпадают. Понимание процесса тюркизации экономики уже сильно волнует и грузинскую политическую элиту и главное - грузинское общество (http://www.iarex.ru/articles/52179.html , http://onkavkaz.com/news/395-turcija-mozhet-otobrat-adzhariyu-u-gruzii-po-primeru-kryma.html). К ним, в первую очередь, следует отнести серьезные опасения грузинской стороны по поводу возможной потери Аджарии к 2021г. Причем, серьезность опасений в грузинском обществе настолько велика, что 04.12.2015г. пришлось турецкому послу в Грузии давать опровержение, типа Грузия дружественное государство и мы на Аджарию не претендуем (http://www.apsny.ge/2015/pol/1449294333.php). Второе, к грузинской элите пришло понимание проблемы пантюркизма, который не сумев пробиться через Армению вплотную занимается Грузией (напр. аэропорты Грузии - ТАВ- Тбилиси и Батуми управляются турками, обслуживают турецкие авиалинии по тарифу внутренних грузинских авиалиний - 50% скидка, регистрация на авиарейсы из Батуми в Турцию частично ведется в приграничных турецких городах, а пассажиров привозят закрытыми автобусами из Турции в Грузию без таможенного и пограничного досмотра грузинской стороны и т.д.). И здесь кроме китайского фактора, попыткой Грузии вырваться из двойного турецкого капкана следует считать завуалированный, но фактический отказ Грузии принять полностью турок-месхетинцев (согласно грузинским СМИ минимум около 14 тыс. человек, http://www.for.ge/view.php?for_id=27597&cat=3). Несмотря на сильный лоббинг и финансовые гранты и из Турции, и из Азербайджана, грузинская сторона ограничилась принятием 1053 заявлений и предложило репатриантам некомпактное размещение, прекратив процесс активного заселения турками-месхетинцами юга Грузии - в Самцхе-Джавахетском (армянонаселенном) районе, вдоль полотна железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, начатый при Саакашвили.

Грузия под управлением кабинета Гарибашвили была серьезно настроена на беспрецедентное расширение грузино-китайского альянса призванного сбалансировать диверсификацию инвестиций в Грузии и внести для нее дополнительную точку экономической и геополитической опоры. Об этом пишут и специалисты, указывая скорее на геополитическую составляющую новой железнодорожной ветки, а не ее экономический потенциал (http://www.politonline.ru/interpretation/22884546.html). И не зря первым в грузино-китайских соглашениях был подписан именно Меморандум о сотрудничестве между муниципалитетом Далянь и Аджарской АР.

Что будет после отставки грузинского премьер-министра И.Гарибашвили прогнозировать пока сложно, но будем надеяться, что в скором времени, над небом Грузии будет парить китайский дракон - усмиритель агрессивных идей пантюркизма - дополнительный гарант мира и стабильности в регионе, охраняющий дороги и золото своих инвестиций...».