ПУБЛИКАЦИИ
Дни и ночи – строительство в Сочи (Часть вторая)

olimpiada_31В первой статье я уже отметил, что инициаторами пресс-тура в Сочи журналистов СНГ, стран Балтии и Грузии были самое крупное российское мульмедийное агентство «РИА-НОВОСТИ» и «Единый информационный центр». Грузию на этом мероприятии представляли генеральный директор - главный редактор Информационно-аналитического агентства ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили и автор этих строк.

О «РИА-НОВОСТИ» и без того известно достаточно много (кстати, этому агентству в нынешнем году исполняется 70 лет и, опережая всех, задолго до начала в Москве запланированных на лето юбилейных мероприятий, хочу поздравить коллег с этой знаменательной датой! Также хочу выразить благодарность за этот пресс-тур, евразийские медиафорумы и семинары, которые позволяют нам обмениваться информацией, а также устанавливать и углублять контакты).

Что касается «Единого информационного центра», то он специально был создан в 2009 году по распоряжению Правительства России  для освещения   запланированных  в Сочи  в 2014 году 22-х Зимних Олимпийских и 11-х Паралимпийских игр и ознакомления мира с процессом предолимпийской подготовки. Из двух его офисов один расположен в Москве, в здании «РИА-НОВОСТИ» (какое совпадение – это здание в 1980 году было  выстроено специально для международного пресс-центра тогдашней Олимпиады!), а второй - непосредственно в городе, принимающем Олимпиаду.

Мы вновь вернемся   к офису «Центра», когда нас пригласят туда для встречи с мэром Сочи Анатолием Пахомовы. А пока следуйте за мной  на олимпийские объекты и новые поселения – посмотрим вместе, что же такое строится в Имеретинской низменности.

Впервые в истории Олимпийских игр

Как вы уже знаете,  олимпийские объекты разделены на два кластера – горный и приморский. Горный  кластер  произвел такое неизгладимое впечатление, что  я сомневался - что же здесь может быть такого, чтобы так же приятно удивило.  Когда я поинтересовался, сопровождавшая нас ответственный редактор «РИА-НОВОСТИ»  Валерия Панина многозначительно улыбнулась и ответила – мол, это ты  сейчас увидишь…

Прибрежная зона Имеретинской низменности превратилась в один большой строительный полигон. Нам, в первую очередь, показывали те места, где разместятся Олимпийская деревня, пресс-центр и телецентр. Макет строительства уже дает возможность представить, в каких условиях придется работать журналистам, прибывшим в Сочи для освещения Олимпиады (между прочим, в горном кластере уже  созданы подобные условия).  А после этого начинаются перепроверка списков и контроль  паспортов -  безопасность строящихся объектов и здесь также обеспечивают исключительным образом.

В прибрежном кластере впервые за историю Олимпийских игр олимпийский объекты располагаются в круг таким образом, что обойти их все можно за какие-то 20 минут.

Олимпийский парк - Центральный стадион, Ледовый дворец спорта, Крытый конькобежный центр, Ледовая арена для керлинга, большая и малая ледовые арены для хоккея – это те олимпийские объекты, которые находятся друг от друга настолько близко, что главным героям строительства – рабочим, в первую очередь, соседям Олимпийского парка, чтобы поприветствовать друг друга даже не придется повышать голос.

Нам навстречу направилась директор Департамента  по связям с общественностью Государственной корпорации  «Олимпстрой» Александра Костерина. Она  пригласила нас к специально устроенному  стенду. В ее разговоре явно чувствовалось основательное знание хода и перспективы  олимпийского строительства:

«Для зимних Олимпийский игр Олимпийский парк вообще не характерен, а здесь все ледовые арены находятся рядом, и, кроме того, что они расположены очень близко, все они строятся с нуля, потому что ледовые виды спорта, в силу климатических условий, для Сочи не характерны, хотя здесь есть юношеская хоккейная команда», - сказала Александра Костерина.

Когда мы поинтересовались уже послеолимпийской судьбой  построенных объектов, симпатичный представительница  «Олимпстроя» сказала, что этот вопрос решен уже сейчас:

«Есть такое понятие как «белые слоны». Понятно, что для Сочи столько ледовых арен не нужно, и это большая проблема для многих олимпийских городов. Потом эти объекты просто не используются, тем не менее, требуя огромных финансовых затрат именно в части эксплуатации. Поэтому было принято решение, чтобы часть арен были сборно-разборными».

Определены не только олимпийские, но и послеолимпийские функции всех этих объектов, и строятся они таким образом, чтобы впоследствии часть из них было нетрудно разобрать и перенести в другое место. К примеру, Ледовый  дворец  спорта на 12 тысяч зрителей, строительство которого должно завершиться в 2012 году, - сборно-разборного  типа, и его планируется перенести. Такая же – ледовая арена для керлинга (на 3000 зрителей, срок завершения строительства – 2012 год), которая будет перенесена, и малая ледовая арена (на 7000 зрителей, срок окончания строительства -  2012 год), которую жаждут «присвоить» различные российские города. В Крытом конькобежном центре в перспективе планируется открыть велотрек или самый большой на юге России экспоцентр.

Зато в истории Сочи навсегда будет записано, что Центральный стадион, рассчитанный на 46 тысяч зрителей, где будут проведены лишь церемонии открытия и закрытия Олимпиады, а также пройдут награждения (его строительство должно быть завершено в 2013 году), Большая ледовая арена (на 12 тысяч зрителей, срок завершения строительства – 2012 год)и Крытый конькобежный центр, (на 8 тысяч зрителей, срок окончания строительства – 2012 год)останутся этому уникальному курорту (единственной субтропической зоне в России) в память именно о 22-ой Зимней Олимпиаде и 11-ых Паралимпийских играх.

Что самое главное – все объекты строятся капитально, и хозяева олимпиады надеются не ударить в грязь лицом перед Международным олимпийским комитетом и лучшими спортсменами мира.

Здесь же, наверное, следует отметить, что Центральный стадион Сочи будет принимать один из матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Поэтому, по требованию ФИФА, количество мест для болельщиков с запланированных 40 тысяч было увеличено до 46 тысяч.

Прощаемся со строителями олимпийских объектов и еще раз окидываем взглядом окрестности, компактность которых свидетельствует о том, что спланированы они разумно. Их целиком можно обойти всего за каких-то 20 минут!  Но если вы решите отправиться к горному кластеру, в Красную поляну, желание легко и быстро выполнимо: по магистрали, о которой   я писал в предыдущем материале, поезд с олимпийского железнодорожного вокзала, что неподалеку, за 30 минут домчит вас в настоящую зиму…

Маленькая Европа где-то здесь же, неподалеку - на Имеретинской низменности

Первым, что мы в Грузии узнали о Сочинской олимпиаде, было то, что, в целях освобождения места для строительства олимпийских объектов, власти разрушили дома жителей Имеретинской низменности и вынудили их покинуть эти места. И что местное население было этим недовольно. Не скрою, так думал и я, и когда мы отправились осматривать новостройки, я с большим интересом  (и несколько с подозрением) слушал представителя Департамента по связям с общественностью «Олимпстроя» Симу Айвазян. Она рассказывала о претензиях тех людей, кто отказывался переселяться, и советовала нам делать выводы лишь после того, как посмотрим новое поселение.

До тысячи семей поменяли место жительства, переселившись, впрочем, недалеко: всего в 200 метрах от берега моря. Тем, кого переселили, обеспечили условия, гораздо лучше прежних, в чем мы лично убедились в селе Некрасовское. Хотя, они предпочитали прежнее место, поскольку жили недалеко от пляжа – через дорогу и получали от отдыхающих больше дохода, несмотря на то, что были лишены элементарных бытовых условий – не было даже газа и канализации…

«Для тех сочинцев, в переселении которых возникла необходимость, были выделены семь строительных площадок общей площадью в 138 гектаров, где будут построены более 570 индивидуальных домов и более 600 квартир», - сказала нам Сима Айвазян.

Сейчас в селе Некрасовское стоят 112 отличающихся друг от друга домов с собственными дворами в 700 кв. метров и всеми коммуникациями, в том числе – автономными отопительными системами. Дома, что называется «под ключ», сдавала хозяевам Государственная корпорация «Олимпстрой», и половина жильцов уже справила новоселье.

Смотришь на эти монолитные дома вдоль заасфальтированной сельской дороги, и, если бы не реальность, ни за что не подумаешь, что находишься в одной их русских деревень. Каждый дом, площадью до 570 квадратных метров, построен по индивидуальному проекту и настолько естественно вписывается в общий архитектурный ансамбль, что представляешь себя в европейской долине (невольно вспомнилось поселение беженцев в Церовани, которое в народе прозвали «гетто», хотя, как я и обещал в предыдущей публикации – ни слова о политике).

Во время строительства были учтены и интересы новоселов. К примеру, один из них, вместо своего прежнего дома, который был разрушен, потребовал в качестве компенсации построить ему маленькую гостиницу. И причитающаяся ему площадь была спланирована по гостиничному типу. А одна бабуля  захотела, чтобы ее ванная и туалет были отделаны исключительно розовым кафелем и плиткой. Хотя, к слову, раньше у нее не было даже простой ванной. Некоторые получили денежную компенсацию и сами решили свою жилищную проблему, большинство же предпочло жить в поселке европейского  типа, поскольку село, раскинувшееся к востоку от Олимпийского парка, и к морю близко, и полноценной коммунальной инфраструктурой оснащено.

Мой коллега Арно Хидирбегишвили озвучил желание каждого участника пресс-тура, пошутив: мол, нельзя ли, чтобы один такой дом, пусть одноэтажный, построили и для меня? В ответ хозяева улыбнулись: дескать, если представите документ, подтверждающий наличие собственности в Имеретинской низменности – с удовольствием, а проект сами выбирайте.(А какой еще документ был нужен – название низменности разве само по себе не красноречиво? Это – тоже в шутку, разумеется).

Шутки шутками, а выбор, действительно, очень широк: кроме Некрасовского, еще 6 таких поселков, где есть как частные, так и многоквартирные жилые дома. Некоторые из них уже закончены, и в них ведутся внутренние отделочные работы, другие – в стадии строительства, хотя, самое позднее – к 2013 году все они будут сданы хозяевам.

И напоследок: Некрасовское станет селом, отличающимся не только благоустроенными домами, но и полноценной инфраструктурой. Будут построены школа, торговые и общепитовские объекты, Культурный центр и детская площадка. У села – статус этнографического поселка, поскольку там проживают почти все местные староверы. У них пока что временная  молельня, но позже будет возведен храм. Наверное, обязательно отметить и то, что городские власти учли интересы бывших жителей Имеретинской низменности, и там, где строится Олимпийская деревня, сохранено кладбище, расположенное по периметру Олимпийского парка. Оно будет ограждено высоким забором, и по-прежнему можно будет навещать могилы родных и близких.

Естественно, не всегда и не все бывают довольны, хотя, факт, что «соседи» Олимпиады в накладе отнюдь не остались – как раз напротив. И не только они – весь курорт Сочи обретает новое лицо. Об этом рассказал мэр города Анатолий Пахомов, которому, как и всем сочинцам, власти страны оказали большое доверие, и оптимизм  которого вселяет надежду на будущее.

Пахомов будет третьим

У мэра Сочи Анатолия Пахомова имидж строгого и требовательного руководителя. Хотя во время беседы с журналистами мы в нем, скорее, увидели любовь к собственному городу и стремление его возродить. Он с таким усердием пытался убедить нас в уникальности курорта, будто на бывшем советском пространстве для кого-то секрет, каким теплом отличаются сочинцы и Сочи. Тот, кто хотя бы однажды побывал в этом приморском городе, навсегда сохранил его как сладостное воспоминание, а кто здесь не был – знает о нем по рассказам.

Об этом говорил сам Анатолий Пахомов, подчеркивая, что к 2014 году Сочи не только отличится как город, принимающий зимнюю олимпиаду, но и подтвердит нерушимость дружбы стран и народов постсоветского пространства и будет способствовать еще большему их сближению. Поэтому к приему дорогих гостей готовятся по-особому, т.к. «эта олимпиада – наша общая олимпиада!».

Вообще же, соблюди я очередность встреч, состоявшихся в рамках пресс-тура,  городской глава должен был бы стать героем второй публикации, но инфраструктура города настолько меняется, запланировано столько новшеств в жизни курорта, что я сначала поводил читателя по олимпийским объектам. А для заключительной статьи оставил именно перспективу возрождения и развития Сочи.

Так что Пахомов будет третьим. И непременно!

Бондо Мдзинарашвили