Грузия, система «наркоконтроля» которой «нуждается в реформе», становится «главным коридором» наркотранзита, - говорится в ежегодном докладе Государственного департамента США, который был опубликован 3 марта и о котором ИА ГРУЗИНФОРМ коротко уже информировало своих читателей.
В докладе «О стратегии международного контроля над наркотиками» говорится, что один из главных маршрутов наркотранзита из Афганистана и Ирана через Азербайджан идет в Европу и Россию. Транзит наркотиков также осуществляется в Западную Европу через Грузию из Греции и Турции.Согласно докладу, одним из основных средств для контрабанды наркотиков через Грузию считаются грузовые трайлеры, которые выполняют длинные транзитные рейсы.
В документе говорится, что правоохранительные органы европейских стран в течение 2009 года из тех грузовиков, которые хотя бы один раз проезжали по территории Грузии, изъяли от 7 до 8 тонн наркотических средств.
Согласно докладу, рассчитанные на Европу некоторые механизмы мешают контролю над транзитом наркотиков в Грузии, в том числе и то правило, согласно которому, таможенники могут проверять грузовые перевозчики только в присутствии владельца груза или его представителя, что ограничивает возможность для проверки грузовых машин.
«Правила и регуляции, которые бесполезно ограничивают легитимную необходимость проверки груза, должны быть пересмотрены и изменены», - говорится в докладе.
В документе также отмечается, что оформленное Грузией в ноябре 2010 года соглашение с Ираном о безвизовом режиме с этой страной может «вызвать приток еще большего объема наркотиков в Грузию», если не будет осуществляться соответствующий контроль.
«Это вполне вероятно, так как, около 40% афганских наркотиков протекают через Иран. Контрабанда этих наркотиков в настоящее время является проблемой по всем направлениям иранской границы к югу, западу и северу; Так, что основания для беспокойства есть, что упрощенное сообщение между Ираном и Грузией предоставит возможность перевозчикам (наркотиков) для опробования «нового маршрута»», - говорится в докладе.
Согласно докладу, высказываются «предположения», что наркотики протекают через сепаратистскую Абхазию и Южную Осетию, но там же отмечается, что подтвердить эту информацию невозможно, так как «обмен информацией между оккупационными силами России или де-факто правительствами этих территорий и правительством Грузии или очень скудный, или не происходит вообще» (Непонятно – как могут наркотики попасть на абхазскую, или югоосетинскую территории, минуя территории, полностью контролируемые властями Грузии? Физически это невозможно, исходя из их географического месторасположения, а если это происходит – ЗНАЧИТ В ЭТОМ УЧАСТВУЕТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТБИЛИСИ?! Ведь ДО российских постов пограничников, груз наркотиков должен пройти грузинские посты – неужели именно не это намекают в Госдепе США? Ведь не знать этого они не могут, чтобы это понять, достаточно просто взглянуть на карту. Также, взглянув на карту, понимаешь, что наркотранзит через Грузию в страны Европы через Сухуми или Цхинвали маловероятен, если только – в Российскую Федерацию – ИА ГРУЗИНФОРМ)
Борьбу с проблемой наркотиков правительство Грузии превратило в свой приоритет, но достижение цели «осложняет недостаточность координации» между структурами, которые работают по этому вопросу, - говорится в докладе.
«Согласно документу, США пытаются содействовать решению этой проблемы, в том числе и путем поощрения межведомственной рабочей группы.
В докладе также говорится, что вся системы наркоконтроля Грузии «нуждается в реформах». С этой точки зрения первоочередную и неотложную проблему представляет отсутствие конкретного антинаркотического национального плана действий, - отмечается в докладе Госдепартамента.
Грузия приняла Национальную антинаркотическую стратегию в 2007 году, но, согласно докладу, стратегия лишена конкретного плана действий относительно того, каким образом должна она осуществляться.
«Координация между институциями, вовлеченными в решение связанных с наркотиками вопросов, также является проблемой», - говорится в докладе, «Системных мер по превенции наркотиков недостаточно; Методы лечения разрабатываются таким образом, что уделяется мало внимания или вообще никакого внимания не уделяется социальной реабилитации после детоксификации. Информация об опасных наркотиках не является надлежащей, а статистические данные по потреблению наркотиков ограничены и ненадежны. Действующее законодательство не удовлетворяет требования Конвенции ООН по наркотикам».
Специальный оперативный департамент (СОД) МЫД Грузии курирует борьбой с незаконным оборотом наркотиков. В докладе говорится, что в 2010 г. был назначен новый руководитель СОД и кадровые изменения были осуществлены «как превентивное мероприятие против коррупции, связанной с наркотиками».
Бывший руководитель СОД МВД Ираклий Кодуа в апреле 2010 года был переведен на должность руководителя Департамента криминальной полиции, а на место Кодуа был назначен начальник Криминальной полиции Деви Челидзе.
«Каких-либо серьезных обвинений по поводу того, что новое антинаркотическое подразделение могло быть вовлечено в коррупционную деятельность, не было», - говорится в докладе.
Документ также затрагивает вопрос законодательства по регулированию наркотиков. Действующее законодательство не подходит дифференцированно к различным наркотическим преступлениям и даже в отдельных случаях с очень малым объемом наркотических средств предусматривает уголовное преследование по обвинению в распространении наркотиков. В докладе говорится, что такой подход нуждается в изменении законодательных норм, связанных с хранением наркотических средств, однако, инициированный в Парламенте Грузии в 2008-2009 гг. законодательный пакет «новь приостановлен».