Парламент Грузии официально принял Отчет народного защитника Грузии о состоянии в области прав человека. Как уже сообщало ИА ГРУЗИНФОРМ, подготовленный офисом омбудсмена документ поступил на инициирование в ходе вчерашнего заседания бюро парламента.
Председатель парламентского комитета по правам человека Лаша Тордия заявил о необходимости предоставить дополнительное время для изучения фактов, приведенных в отчете омбудсмена. Это заявление вызвало недовольство оппозиции. Однако спикер парламента Давид Бакрадзе убедил оппонентов в необходимости последовательного и объективного изучения документа. Соответственно было принято решение, что текущий месяц будет посвящен этой процедуре.Давид Бакрадзе заявил, что на пленарном заседании депутаты обсудят доклад народного защитника в начале мая. А до того, по его словам, парламентский Юридический комитет детально изучит приведенные в докладе факты.
Народный защитник Георгий Тугуши передал свой доклад «О состоянии прав человека в Грузии за 2010 год» в организационный департамент парламента еще 31 марта. В докладе приведены общие тенденции в области защиты прав человека и гражданских свобод и конкретные факты нарушений на уровне органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур.
Самое большое внимание в докладе, расписанном на 519 страницах, уделяется обзору положения в пенитенциарной системе. Депутаты от парламентского меньшинства заявляют, что заключений в докладе «более чем достаточно» для того, чтобы на повестку был поставлен вопрос о должностной ответственности министра по вопросам отбывания наказания, пробации и юридической помощи Хатуны Калмахелидзе.
Согласно докладу, из-за неадекватного положения со здравоохранением в пенитенциарной системе умерли 142 заключенных, что на 56% больше по сравнению с предыдущим годом. Возраст примерно 70 процентов умерших заключенных в 2010 году колеблется от 21 до 50 лет.
Аналогично предыдущему докладу, в новом докладе также подчеркивается проблема перегруженности тюрем.
«Количество заключенных за последние годы достигло той критической отметки, которая требует принятия других, более глобальных мер» и проблема перегруженности тюрем не может быть урегулирована только строительством новых учреждений» - говорится в докладе.
По данным на 1 января 2011 года, в тюрьмах Грузии находились 23 684 заключенных, в том числе и 201 несовершеннолетний; годом раньше число заключенных составляло 21098 человек, а в 2004 году – только 6654. Лимит мест для заключенных полностью в масштабах страны в 19 учреждениях составляет 24720.
Согласно докладу, в связи с существующей тенденцией роста числа заключенных, ожидается, что проблема перегруженности может возникнуть перед всеми учреждениями по отбыванию наказания.
Народный защитник в своем докладе призывает власти страны к либерализации политики уголовного преследования, придать преимущество альтернативным, более легким видам наказания вместо пресечения свободы и осуществить соответствующие изменения в Уголовном кодексе Грузии, чтобы действующий на данный момент принцип суммирования наказания сменить принципом поглощения.
В докладе также говорится, что власти часто поверхностно относятся к вопросу расследования информации и фактах пыток задержанных лиц или действий, содержащих несоответствующее обращение – расследование таких фактов почти всегда носит формальный характер и зачастую заканчивается прекращением дела или затягиванием расследования на годы. Согласно документу, зачастую расследование начинается не по факту пытки, унизительного или нечеловеческого обращения, а по статье превышения служебных полномочий, что является служебным преступлением и предусматривает более легкую санкцию.
Согласно докладу, есть случаи, когда судебно-медицинская экспертиза назначается в такое время, когда у пострадавшего не замечаются повреждения – спустя несколько недель после произошедшего. В документе говорится, что среди заключенных возник «синдром страха», так как часто в случае жалобы следствие начинается против самого заключенного по квалификации оказания сопротивления и «устанавливается», что полученные повреждения являются результатом оказанного им же сопротивления.
Что касается положительной оценки, в докладе говорится, что представители народного защитника не встречали какой-либо проблемы при вхождении в учреждения по отбыванию наказания и осуществлении мониторинга.
В документе, аналогично предыдущему докладу, говорится, что в системе правосудия вновь проблемой остается вопрос аргументирования промежуточных или окончательных судебных решений, что свидетельствует о том, что системная проблема не искоренена.
«В результате дел, изучения поступивших в течение отчетного периода в 2010 году в Аппарат народного защитника заявлений и изучения дел по инициативе народного защитника, в деятельности судов общего назначения выявлен ряд недостатков, которые вызывают нарушение прав человека. Большинство нарушений касается довольно фундаментальных вопросов», - говорится в докладе.
Аналогично предыдущему докладу, в документе за 2010 год также говорится, что вновь проблемой остаются случаи плохого обращения и применения полицией преувеличенной силы, и эта тенденция особенно заметна в Западной Грузии. «Кроме того, применение силы полицией часто происходит как при задержании, так и после привода задержанных лиц в полицейское отделение», - говорится в докладе.
Несмотря на то, что отчетный период не отличался широкомасштабными акциями протеста, народный защитник заявляет, что был зафиксирован ряд случаев нарушения права на собрание: примером этого в докладе приводится дело протеста на улице Буша и разгон акции голодающих ветеранов 3 января 2011 года на площади Героев в Тбилиси.
В то же время, народный защитник в докладе за 2010 год, также как и в предыдущем докладе, указывает на недостатки в законодательстве о собраниях и манифестациях и необходимость их исправления.
Относительно религиозных свобод доклад подчеркивает положительные тенденции, существующие в контексте улучшения толерантной среды и проявления терпимости, однако там же отмечает, что 2010 году народному защитнику стало известно о семи фактах, произошедших на почве религиозной нетерпимости. В шести случаях имели место нападения на свидетелей Иеговы, создание препятствий в распространении религиозных взглядов и преследования, и один факт был зафиксирован в селе Ахалсопели Кварельского района, который связан с погромом евангелистско-баптистской церкви.
В докладе также говорится, что в отличие от предыдущих лет, когда производство таких дел проводилось по статье хулиганства, расследование произошедших в прошлом году большинства случаев полицией было начато по квалификации совершенного по религиозной причине преступления. Однако в документе также говорится, что «аналогично предыдущим годам, начатое по данным фактам расследование зачастую затягивается или прекращается».
Согласно докладу, аналогично предыдущим годам, в отчетный период имели место факты вмешательства в профессиональную деятельность журналистов, создания препятствий работе журналистов, а в ряде случаев, факты физического оскорбления журналистов.
С точки зрения свободны информации, в докладе отмечается, что публичные учреждения игнорируют выполнение обязательств, возложенные на них законодательством о доступности публичной информации, что, в основном, выражается, в невыдаче публичными учреждениями информации или в выдаче информации с опозданием.