Грузия, 20 марта, ГРУЗИНФОРМ. Послезавтра, в четверг, исполнится ровно месяц после того, как гражданин Грузии Арчил Татунашвили был задержан и на следующий день, 23 февраля, скончался на территории Цхинвали.
За прошедший месяц этот факт оброс множеством версий и заявлений – грузинской, югоосетинской и российской сторон, а также США, НАТО, Евросоюза и руководителей разных стран. ГРУЗИНФОРМ подробно освещал эти события, поэтому сейчас пересказывать в очередной раз нет необходимости.
ГРУЗИНФОРМ также не собирается обсуждать обстоятельства смерти Арчила Татунашвили за неимением неопровержимых фактов, а имеющаяся в распоряжении редакции информация - довольно противоречива и вызывает множество вопросов. Бесспорно лишь одно – имел место инцидент и физическое противостояние, впоследствии чего наступила смерть. Остальные подробности являются компетенцией следствия - тиражировать остросюжетные сплетни, подобно различным СМИ, политиканам, «экспертам» и НПО с целью заработать на усопшем, аморально. Торговля трупами – это профиль Саакашвили и его супруги Сандры, а не ГРУЗИНФОРМ.
ГРУЗИНФОРМ сегодня публикует лишь заслуживающую доверие информацию о вероятных причинах столь затянувшегося процесса невыдачи тела Арчила Татунашвили осетинской стороной, поступившую от различных - осетинских, российских и других - источников. С единственной целью - ПРЕКРАТИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СПЕКУЛЯЦИИ НА ТРАГЕДИИ СЕМЬИ ТАТУНАШВИЛИ - КАК В ГРУЗИИ, ТАК И ЗА РУБЕЖОМ.
ГРУЗИНФОРМ не вправе в каждом отдельном случае раскрывать компетентный источник конфиденциальный информации, тем более, что некоторые из них пожелали остаться инкогнито, поэтому ниже предлагаем вниманию читателей лишь обобщённые выводы на основании собранных редакцией разрозненных фрагментах.
Вряд ли кто-то будет отрицать, что сам факт невыдачи тела покойного сына родителям осуждается любой религией, поэтому отрицательно повлиял на имидж российской и осетинской сторон. Парадокс – в Москве и Цхинвали предвидели подобные последствия с самого же начала – до того, как этим начали спекулировать в Тбилиси (оппозиция и президент Маргвелашвили), а также в Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе и Страсбурге. Но не успели, или не сумели избежать нежелательных последствий в силу нижеследующих причин.
ГРУЗИНФОРМ подтверждает, что причины затянувшегося на месяц процесса являются чисто политическими, были специально спровоцированы посредством простейших PR-технологий и не связаны с необходимостью проведения тщательной медэкспертизы.
По имеющейся у ГРУЗИНФОРМ информации, случившееся осложнило и без того не безоблачные отношения между Москвой и Цхинвали. В Москве недовольны, что из-за Цхинвали не смогли удовлетворить эксклюзивные просьбы Католикос-Патриарха всея Грузии Илии Второго и премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили, к тому же – перед самыми президентскими выборами в России. Хотя в ответе МИД РФ грузинскому премьеру это интерпретировано, как «невмешательство в суверенные дела независимой республики» - не будет же Москва во всеуслышание оправдываться и жаловаться на Цхинвали?!
Самое интересное, что сам Анатолий Бибилов был бы рад поскорее передать труп Татунашвили грузинской стороне, но не может это сделать из-за акций протеста осетинского общества, организованных его политическими оппонентами. Бибилов допустил ошибку, когда упустил время и не провёл операцию по передаче тела Татунашвили сразу же и в режиме секретности – с помощью российских пограничников, без международных наблюдателей и СМИ. Грузинская сторона согласилась бы на любые его условия.
Время было упущено и этим воспользовались его политические противники, которые подняли по этому поводу ажиотаж и организовали протестные выступления, возглавляемые известными лицами осетинского общества – интеллигенцией, ветеранами и представителями влиятельных осетинских фамилий. Ведь каждый «просроченный» день отрицательно отражается на имидже и рейтинге Бибилова, а значит, это выгодно его недоброжелателям. А передать труп Татунашвили грузинской стороне уже после митингов означало для Бибилова вырыть себе политическую могилу своими же руками.
Активность различных авантюристов осетинского происхождения в России, обещавших по своим «каналам» «сделать это дело» и вернуть тело семье, тоже свидетельствует не в пользу России и цхинвальского руководства. Получается, что они не контролируют ситуацию и бессильны сделать то, что могут разные «блатные», а значит опекаемая Россией Южная Осетия – не республика, а «малина». Да и в Тбилиси на выкуп не пошли бы – о финансовой компенсации говорить неуместно, более правдоподобно выглядит обмен трупа Татунашвили на задержанных грузинской стороной «осетинских диверсантов», или на трупы пропавших до, после и во время войны 08.08.08. осетин, если таковые у Грузии имеются.
Но оказалось, единого мнения по этому вопросу нет не только в Цхинвали, но и в Москве. Все вместе взятые недруги Бибилова в Цхинвали, последовательно ведущие против него политическую борьбу, менее для него опасны, чем недовольство Владислава Суркова - куратора Южной Осетии и Абхазии в Администрации Президента Российской Федерации.
Бибилов несимпатичен Суркову ещё с «президентских» выборов, потому что у Суркова было своё мнение насчёт кандидатуры будущего руководителя Южной Осетии. Кроме того, что Бибилов не был выдвиженцем Суркова, он впоследствии вызвал недовольство последнего тем, что после избрания оказался далеко не такой «удобной» фигурой, как его предшественник. Неограниченное влияние Владислава Суркова при Леониде Тибилове было невольно ограничено Анатолием Бибиловым. Генерал-лейтенант Бибилов по-военному навёл порядок в администрации, в том числе - сделал прозрачным целевое распределение российской финансовой помощи, что создало Суркову, теряющему наиважнейший рычаг своего влияния, определённый дискомфорт и ущемило его самолюбие. Поэтому всё, что отрицательно влияет на имидж и рейтинг Бибилова, входит в интересы Суркова, с большой вероятностью желающего скорой замены Бибилова.
Так произошло и в случае с Татунашвили: распорядившись не выдавать тело грузинской стороне до окончания президентских выборов в России, Сурков, как свидетельствуют некоторые российские источники, в то же время при каждом удобном случае выставлял Бибилова перед высшим российским руководством, как «слабого лидера, создающего России проблемы и теряющего популярность среди электората». Но в Грузии не были посвящены в эту «кухню» и поддались на провокацию, огульно обвинив во всём «русских оккупантов», что тоже было в интересах Суркова, не скрывающего в кулуарных разговорах своего негативного отношения к самой идее восстановления российско-грузинских отношений, утверждая, что Грузия – ненадёжный партнёр.
А грузинам ясно дали понять, что в Цхинвали распоряжаются только осетины, поэтому в Тбилиси должны прекратить бессмысленные попытки жаловаться России, США, НАТО, ЕС и иметь дело только с ними.
ГРУЗИНФОРМ