Общество
МИД РФ - о консультациях по безопасности и стабильности в Закавказье от 27-28 марта в Женеве

     Грузия, 30 марта, ГРУЗИНФОРМ. 27-28 марта в Женеве состоялись очередные консультации в рамках международных дискуссий по Закавказью, в которых приняли участие представители Республики Абхазия, Грузии, Республики Южная Осетия, Российской Федерации и США при сопредседательстве ООН, ОБСЕ и ЕС. Российскую делегацию возглавил статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел России Г.Б.Карасин.
Вопреки обнадеживающему заявлению премьера-министра Грузии Г. Квирикашвили от 9 марта о стремлении к прогрессу на переговорах в Женеве, представители Тбилиси превратили встречу в пропагандистскую акцию. Построив свое выступление на избитом тезисе о «российской оккупации», грузинская сторона вновь попыталась возложить на Россию ответственность за собственную неспособность урегулировать отношения с Сухумом и Цхинвалом.
С российской стороны была подчеркнута контрпродуктивность грузинских попыток использовать женевские встречи для озвучивания своих идеологических клише. Вместо этого Грузии следовало бы, наконец, всерьез задуматься о восстановлении доверия с соседями: начать в Женеве прямой взаимоуважительный диалог с Абхазией и Южной Осетией, отказаться от подстрекательства других стран к визовой блокаде их жителей, отменить закон «Об оккупированных территориях», прекратить срывать культурно- гуманитарные мероприятия республик за рубежом.
Представители Тбилиси попытались поставить в центр дискуссии так называемое «дело А.Татунашвили», обвинив в смерти грузинского гражданина не только Южную Осетию, но и Россию. Нападки были аргументированно отведены главой югоосетинской делегации М.Джиоевым.
В ходе обсуждения ситуации на местах российская, абхазская и югоосетинская стороны высказали замечания по доводу деятельности Мониторинговой миссии ЕС в приграничных зонах. Поведение ее патрулей на местности и предвзятость ЕСовских представителей на встречах в рамках Механизмов предотвращения и реагирования на инциденты вызывают все больше вопросов. Участились случаи нарушения наблюдателями ЕС государственных границ Южной Осетии и Абхазии (в общей сложности пять раз за три месяца). К наблюдателям ЕС был обращен настоятельный призыв, во избежание инцидентов уважать линии границ кавказских республик.
Вместе с тем, все участники, за исключением грузинских представителей, сошлись в оценке, что ситуация в приграничье остается стабильной и контролируемой, число происшествий не превышает средних значений. Статистика пересечений границ Абхазии и Южной Осетии с Грузией свидетельствует об отсутствии серьезных проблем со свободой передвижения.
К сожалению, не сложился конструктивный разговор по проекту совместного заявления участников дискуссий о неприменении силы. На этот раз неприемлемыми были американские формулировки, возвращающие старые тезисы о характере событий августа 2008 года.
Российская делегация со ссылкой на конкретные формулировки договоренностей 12 августа 2008 года подтвердила, что замена российских сил, временно находившихся в районах Грузии, сопредельных Абхазии и Южной Осетии, постоянными наблюдателями от Евросоюза была завершена еще в октябре 2008 года. Других обязательств в этой сфере у нас нет.
Российская, абхазская и югоосетинская делегации солидарно высказали опасения относительно военного сотрудничества Грузии с НАТО. Было подчеркнуто отсутствие гарантий того, что в усиленно оснащаемой западным оружием Грузии вновь не возобладают воинственные подходы к ее соседям. Это создает опасность для региональной стабильности на Южном Кавказе.
Дискуссию в гуманитарной группе омрачила принятая накануне резолюция Совета ООН по правам человека «О сотрудничестве с Грузией», в которую по инициативе Тбилиси были включены требования доступа на территорию Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, этот технический по сути документ превращен, подобно ежегодной резолюции ГА ООН по беженцам, в пропагандистский инструмент, подрывающий атмосферу диалога в Женеве.
Тем не менее, участники консультаций подтвердили настрой на дальнейший поиск путей решения гуманитарных задач, в том числе в сфере экологической безопасности, сохранения культурного наследия, поиска пропавших без вести лиц, образования.
Следующая встреча в Женеве запланирована на июнь 2018 года.