Политика
Высылать российских дипломатов, одобрять ракетные удары коалиции по Сирии – и жить за счёт экспорта в Россию и «импорта» российских туристов долго не получится! - Арно Хидирбегишвили

     Из интервью Главного редактора ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили информационному агентству PenzaNews

- В Грузии проходят «Дни НАТО». Что вы можете сказать об успехах страны в процессе евроатлантической интеграции?

- «Партнёрство с НАТО не означает членство. В один прекрасный день Грузия станет членом НАТО, а до этого нужно углубить сотрудничество», - завил президент Парламентской ассамблеи НАТО Паоло Али 23 апреля в Батуми, выступая на 97-ом семинаре ПА НАТО Rose-Roth «Грузия и черноморский регион в новой геополитической повестке дня».
Эта цитата точно фиксирует статус-кво Грузии в НАТО: учения Agile Spirit и Noble Partner; Совместный Центр тренировок и оценок НАТО - Грузия JTEC на территории Национального учебного центра «Крцаниси»; закупленные ПТРК Javelin и французские системы ПВО; расходы на оборону, превышающие требование НАТО 2% ВВП (в бедствующей Грузии - это 66 млн долларов, откуда 20% идёт на вооружение); участие в миссии НАТО в Афганистане Resolute Support Mission с самым большим для контрибуторов – не членов Альянса контингентом в 900 военнослужащих; участие в миротворческой миссии в составе Сил оперативного реагирования ЕС в ЦАР и Мали; ведущая роль в новом проекте НАТО - Доктрине Черноморской региональной безопасности, хотя у Грузии нет флота, но есть два порта - Батуми, Поти и строящийся глубоководный Анаклия - вот не полный перечень, который свидетельствует, что власть Грузии максимально и беспрекословно исполняет все предписания, предусмотренные Существенным пакетом НАТО - Грузия (Substantial NATO-Georgia Package-SNGP), принятым на Уэльском саммите НАТО в 2014 году.

Поэтому заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в прошедшую пятницу, 27 апреля, в Брюсселе, на пресс-конференции по итогам переговоров глав МИД стран-членов НАТО, было для власти Грузии «холодным душем»: «Существенный пакет НАТО – Грузия не является составной частью интеграции Грузии в альянс. Сначала должно состояться консенсусное решение стран - членов НАТО по предоставлению Грузии ПДПЧ (MAP)», - заявил Столтенберг и добавил: «Грузия обладает всеми необходимыми инструментами, чтобы подготовить свое вступление в НАТО, но это произойдет только при выполнении необходимых требований. Грузия должна продолжать реформы, модернизацию вооруженных сил, чтобы удовлетворять стандартам НАТО, утвердить защиту верховенства закона, обеспечить независимость правосудия, бороться с коррупцией. На саммите НАТО в Брюсселе11-12 июля будет отмечен прогресс Грузии на пути вступления в Североатлантический альянс, но в какой конкретной форме это будет выражено, пока что решение не принято… Альянс выражает благодарность вашей стране за участие в миротворческих операциях НАТО».

Отчаявшись, власть Грузии в лице Председателя Парламента Ираклия Кобахидзе и министра обороны Левана Изория в своих выступления на ПА НАТО в Батуми призвали Альянс «не остерегаться расширения, несмотря на внутренние проблемы», то есть - не боятся России и принять Грузию в НАТО. Ведь реально у НАТО нет никаких других причин не принимать Грузию, кроме опасений по поводу ответной реакции России, имеющей с Грузией сухопутную границу в 900 км и морскую 23 км, с учётом де-факто границ в Абхазии и ЮО.

Но в Брюсселе выработали очень умную тактику «Открытых дверей», которая называется «Больше Грузии в НАТО, больше НАТО в Грузии». То есть, Грузия не вступает в НАТО - Альянс «милостиво» позволяет Грузии только участвовать в своих боевых миссиях, а НАТО вступает в Грузию, вступает постепенно, step by step, что очень удобно, потому что не обязывает защищать Грузию от России. Но даже если лидер и главный спонсор НАТО – США, окрылённые безнаказанным ударом по Сирии и успехом санкций против России - вдруг даст «добро» на приём Грузии в Альянс, тогда это произойдёт по Плану, подготовленному директором Центра международных исследований американского фонда Heritage Foundation Люком Коффи, приуроченным к 10-летию Бухарестского саммита. То есть, принять Грузию в НАТО без Абхазии и ЮО, на которые действие 5-ой статьи Устава о коллективной безопасности распространятся не будет; и изменив 6-ую статью, которая перечисляет страны-члены альянса, на которые распространяется гарантированная 5-ой статьей коллективная оборона.

- Является ли членство Грузии в НАТО выгодным для Грузии или же для Запада?

- Что касается Запада, то я уже сказал, подробнее изложено в упомянутом мною докладе Американского института стратегических исследований Heritage Foundation «Вступление Грузии в НАТО отвечает интересам США и Европы», автор - Люк Коффи, руководитель Центра внешней политики им. Дугласа и Сары Эллисон. Что касается Грузии, то давайте отбросим пропагандистские выкладки, типа – «НАТО – это не только военный блок, но и система демократических ценностей», и посмотрим на дело реально. Итак, помочь Грузии отвоевать Абхазию и ЮО у России НАТО отказалось, более того - чтобы принять Грузию в Альянс требуется «временно» про эти территории забыть, «пока вопрос не будет разрешен путем мирных переговоров с Россией» (Люк Коффи, Heritage Foundation). Значит, и защитить Грузию от России в случае новой агрессии НАТО тоже не сможет, потому что опасается войны с Россией.

Возникает вопрос: если НАТО не сможет защитить Грузию от возможной российской «агрессии» в будущем, а также вернуть ей «оккупированные» в прошлом территории, то тогда для чего Грузии НАТО? И почему Грузия должна бояться Россию? Только потому, что Россия не хочет, чтобы Грузия вступила в НАТО и североатлантический альянс, таким образом, приблизился к российским южным рубежам. Значит, если Грузия не вступает в НАТО, то и бояться России ей нечего?! А если не от России, тогда от кого Грузию может защитить НАТО? От братских Армении и Азербайджана? Или от Турции – члена НАТО? Если от Турции, тогда получается, что НАТО должно защищать Грузию … от НАТО?! Ведь больше ни с кем, кроме перечисленных стран, Грузия не граничит.

Вот почему слова и дела власти Грузии постоянно расходятся друг с другом:
- с одной стороны, постоянно декларируется «исключительно мирное решение грузино-абхазской и грузино-осетинской проблем» и новая инициатива премьера Квирикашвили «Шаг к лучшему будущему», предлагающая различные блага абхазам и осетинам; а с другой - заявления, что «Россия – главная опасность для Грузии, с территории Абхазии и ЮО ползуче оккупирующая - бордеризирующая Грузию и ведущая против неё гибридную войну всеми методами, в том числе – «мягкой силой»»;
- с одной стороны, заявления грузинской власти, что «НАТО в Грузии и Грузия в НАТО не направлены против России»; а с другой – наращивание вооружений и постоянные совместные с НАТО учения;
- c одной стороны – неприсоединение к экономическим санкциями США и ЕС против России, выгодная торговля с Россией и гостеприимный приём полутора миллионов российских туристов в год (не объявит же Грузии санкции самой себе!), а с другой – постоянно шельмование России на всех международных площадках, высылка российского дипломата в знак солидарности с Великобританией и одобрение ракетного удара Коалиции по Сирии.

- Что Вы можете сказать о внешней политике и приоритетах Грузии сегодня? То есть, каковы Ваши прогнозы относительно развития ее отношений с Россией?

- Когда внешняя политика государства неадекватна, о чём я только что сказал, то прогнозы можно делать только с точки зрения «теории заговоров». Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад, что доказывают и последние события в Армении…
Что касается Грузии: канителью с реализацией соглашения между Россией и Грузией о таможенном администрировании и мониторинге торговли, перипетиями в связи с ратификацией соглашений о вхождении вооруженных сил Абхазии и Южной Осетии в состав Вооруженных сил Российской Федерации мы упустили главное – Россия и США одновременно призвали Грузию признать независимость Абхазии и Южной Осетии, но сделали это по-разному:
- Россия прямо призвала Грузию признать «новые реалии», чтобы не «ставить под угрозу достижения» - товарооборот 1 млрд долларов, импорт-5/3 производимого грузинского вина, 1,4 млн российских туристов в год) и «восстановить дипотношения» (из интервью Г. Карасина «Ъ» и ТАСС);
- США собираются предложить Грузии стать членом НАТО при условии «временно исключить Абхазию и Цхинвальский регион из статьи 5 Устава НАТО «до той поры, пока признанная на международном уровне территориальная целостность Грузии не будет восстановлена мирным и дипломатическим путём». Это, мол, необходимо, потому что многие страны - члены НАТО «опасаются, что вступление Грузии в альянс будет означать автоматическое начало войны с Россией за оккупированные регионы» (Люк Коффи, Heritage Foundation).

Но как только НАТО примет Грузию без Абхазии и Южной Осетии, или даже просто предоставит Грузии ПДПЧ, Абхазию и ЮО примет в свой состав Российская Федерация, которой зачтётся, что она объединила разделённый народ – «северных» и «южных» осетин, как в своё время зачлось объединение «западных» и «восточных» немцев. А Аджарию заберёт Турция, которая не случайно горячо поддержала интеграцию Грузии в Североатлантический Альянс. Турция жаждет, чтобы Грузию приняли в НАТО до 2021 года – до истечения срока действия Карского договора от 1921 года, по которому Аджария отошла Грузии на 100 лет под гарантии России. Естественно, что Россия никак не поручится за Грузию вновь, если последняя станет членом НАТО, что будет иметь соответствующие, печальные для Грузии, последствия. Прозрачные границы с Абхазией и Южной Осетией превратятся в полноценные границы России с НАТО и постоянный переход граждан Грузии в Гальский и Ахалгорский районы будет невозожен без российской визы.

Пока что всё идёт к этому, если, конечно, не успокаивать себя «теорией заговоров». Грузинские министры, осуществляющие «безальтернативную» евроатлантическую ориентацию страны вопреки национальным государственным интересам, к примеру – вышеупомянутый министр обороны бедствующей Грузии, получают в год пол миллиона. Нет, они не настолько наивны, чтобы не знать – что совершают, но добровольно отказываться от таких зарплат, надбавок и премий… Тоже самое - грузинские парламентарии,и большинство, и оппозиция, и даже депутаты 6-мандатной колоритной фракции «Альянс патриотов», якобы, выступающие за грузино-российский диалог и перманентно наезжающие в Госдуму РФ к Леониду Калашникову, являются сторонниками безальтернативного внешнеполитического евроатлантического курса страны. Поэтому их реальная цель – не обговорить с Россией политические дивидеды для Грузии в случае её отказа от НАТО, а красивыми тостами убедить Россию, что НАТО в Грузии ей не угрожает и просить Россию за грузинским застольем благословить вступление Грузии в Альянс (имею в виду до смешного наивную инициативу «Альянса патриотов» о создании комиссии «Грузия-НАТО-Россия» с первым заседанием в Тбилиси). А если, мол, Россия не вернёт Грузии Абхазию и Южную Осетию по-хорошему, переговорами, то вернём их силой!

Какие ещё требуются доказательства?! Посмотрите, как резко отрицательно встретил весь грузинский политистеблишмент заявление официального представителя МИД России Мария Захаровой о неуклонной нормализации и урегулировании российско-грузинских отношений, сделанное ею на прошлой неделе в интервью с телеканалом «Дождь»: «Когда в 2012 году правительство «Грузинской мечты» проявило заинтересованность вывести отношения с Россией из глубокого кризиса, в который их вверг Михаил Саакашвили, мы немедленно откликнулись. Начался процесс нормализации, за эти годы он принес всем известные позитивные результаты… Надежда на улучшение отношений не просто появилась, но и успешно реализовалась. Это нравится далеко не всем в Грузии и особенно за ее рубежами. Неудивительно, что противники оздоровления российско-грузинских отношений ухватились за «дело Татунашвили». Но, несмотря на довольно циничные пропагандистские спекуляции вокруг этого вызывающего сожаление инцидента, отбросить отношения назад не получилось», - позволила себе простодушие Захарова, причём – позволила безосновательно, если не верить в «теорию заговоров».

Насколько продуктивно с учётом текущего политического момента, и уместно с точки зрения дипломатии было увязывать российско-грузинское урегулирование с убийством грузина Арчила Татунашвили в цхинвальской тюрьме, тело которого месяц не выдавали семье и под конец выдали с изъятыми внутренними органами и отрезанным пальцем?! Неудивительно, что в ответ на заявление Захаровой с грузинской стороны посыпались обвинения в адрес «деструктивной политики российских агрессоров и оккупантов, с которыми ни в коем случае нельзя идти ни на какие компромиссы». Подчёркиваю – со стороны Грузии не было ни одной положительной реакции на слова представителя российского МИД - о том, что грузинско-российские отношения «потеплели» и что этот процесс необратим, невзирая на потуги злопыхателей. Даже спецпредставитель премьер-министра Грузии по оригинальному урегулированию отношений с Российской Федерацией Зураб Абашидзе назвал заявление Захаровой «провокацией» (кстати, американский План Люка Коффи – в НАТО без Абхазии и ЮО – был встречен грузинским обществом с не меньшим негодованием).

Поэтому строить прогнозы в отношении российско-грузинских отношений, учитывая не «теорию заговоров», а импульсивность twitter-президента США, вероятную новую войну в Карабахе и возвращение Иванишвили в политику - дело довольно непростое.

Вопросы задавала Алина Зайчикова
30 апреля 2018 года
Тбилиси - Пенза