Зарубежные, в основном – российские и украинские, СМИ за прошедшую неделю больше всего интересовал прогноз – каким будет новое правительство Грузии, что принесёт стране новая 50-пунктовая правительственная программа «Свобода, быстрое развитие, благосостояние», подразумевающая структурную реорганизацию – концепцию оптимизированного компактного правительства, реформирование экономических институтов, модификация налоговых регуляций и кадровые изменения. На эти вопросы отвечает Главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили.
А.Х.: Печально, что постоянно находящиеся в оппозиции «списанные» политики – Усупашвили, Вашадзе, Бурджанадзе, сотрудники аппарата президента Маргвелашвили, вся парламентская оппозиция и известные конформисты - грузинские «эксперты» априори предрекают крах правительственной реформе в Грузии и высмеивают практически все кандидатуры министров. В них, очевидно, говорит обида за собственную невостребованность во власти и непопулярность в народе, этим они демонстрируют свою необъективность и ангажированность, чего дальновидные политики себе никогда не позволяют.
А когда эти же самые критики находились у власти, они могли, но не сделали ничего нового, хорошего, да и сегодня, критикуя планы премьера Бахтадзе, не предлагают свои варианты по выводу страны из кризиса, в который её ввергли они сами! Удивительно, что даже рядовые сотрудники разных государственных структур, от экономического блока и до правоохранителей, с которыми мне по работе приходится общаться, часто выражают пессимизм и даже плохо скрываемую ностальгию «по прежним временам». Хочу заметить, что если бы такие революционные институциональные реформы, какие намечены сегодня, предложил их тайный кумир - «реформатор и демократ» Саакашвили, то пиар был бы оглушительным! Все почему-то забыли, что почти все реформы Саакашвили предполагали не урезание и без того «раздутого» госаппарата, а создание параллельных структур с дублирующими функциями для трудоустройства адептов «Единого национального движения», которому вышеупомянутые госчиновники в душе симпатизируют и сегодня. Это для меня просто необъяснимо - они же трудоустроены?! Может, боятся потерять работу по сокращению кадров?
Не смог «пойти до конца» и прежний премьер-министр Георгий Квирикашвили, хотя и осуществил первое сокращение Кабинета министров с 18 до 14 министерств в конце прошлого года. Осуществлял структурную рационализацию и его предшественник – Ираклий Гарабашвили, в основном это тогда касалось спецслужб, а первый премьер от «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили вывел госбезопасность (Департамент конституционной безопасности) из состава МВД в отдельную самостоятельную структуру – Службу государственной безопасности.
- Если реформы, так или иначе, проводились, тогда что послужило причиной неожиданных отставок премьеров Гарибашвили и Квирикашвили? Они оказались недостаточно «самодостаточными» в экономическом плане, или тут замешаны политические мотивы? В распространённую версию – в «детский» каприз лидера Грузии миллиардера Бидзины Иванишвили - верится, признаюсь, с трудом…
А.Х.: Я понял Ваш вопрос. Хочу сообщить зарубежной аудитории, кто - не в курсе, что оба названных вами экс-премьера были кандидатурами и менеджерами бизнес-структур учредителя и лидера правящей партии – Бидзины Иванишвили, по инициативе которого начался и, по словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, «успешно реализовался процесс нормализации грузино-российских отношений», его «выведения из глубокого кризиса, в который их вверг Михаил Саакашвили». Этот факт неоднократно отмечал куратор грузинского направления в МИД России, замминистра Григорий Карасин и другие российские руководители
Также неубедительно выглядит аргумент, что Ираклию Гарибашвили пришлось оставить свой пост, якобы, после его «несоответствующего западным ценностям» заявления, что «брак является союзом мужчины и женщины». Ещё более нереально выглядит версия, что Георгия Квирикашвили уволил Вашингтон, потому что в беседе тет-а-тет с президентом Белоруссии Александром Лукашенко он, чуть ли не со слезами на глазах, признался в своём благожелательном к России отношении и что бабушка у него была русской…
- Значит, если политика тут не причём, только экономика и менеджмент?
- Да. И, как следствие, тяжелое социальное положение большинства грузинских граждан. Вы только представьте – оказывается, 630 тысяч человек сегодня находятся в так называемом «черном списке» банков! Об этом первым заявил именно новый премьер Мамука Бахтадзе во время своего первого выступления в Парламенте, когда заявил о «закредитованность населения, которое сегодня душит страну». А теперь давайте посчитаем: в Грузии сегодня реально постоянно проживает чуть более 2 миллионов граждан, 30% из которых, по данным Грузстата, дети и пенсионеры. Значит, трудоспособных – от 15 до 64 лет – 1 миллион 400 тысяч. И из них 630 тысяч, а это 45%, не могут вернуть банкам взятые кредиты и даже выплатить по ним проценты! Куда уж тут до открытия своего малого бизнеса или даже приобретения нового холодильника, когда почти половина трудоспособного населения старны, со своими родителями – пенсионерами и детьми – находится в бедственном положении! Преследуются банками, что обычно кончается конфискацией последнего имущества через исполнительную полицию и продажей его на аукционе...
Поэтому я уверен, что регуляции премьера Бахтадзе, направленные на обуздание «беспредела» банковского сектора, а также сокращение количества министерств с 14 до 10 путём их слияния - Министерства финансов - с Министерством экономики и устойчивого развития, Министерства по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи - с Министерством юстиции Грузии, Министерства вынужденно переселённых с оккупированных территорий лиц, расселению и беженцев – с Министерством труда, здравоохранения и социальной защиты, Министерства культуры и спорта – с Министерством просвещения – будет иметь огромный эффект. Тем более, что предусмотрены и другие шаги, которые позволят госбюджету, то есть – всем нам, вздохнуть посвободнее, это касается и освобождения от НДС определённой категории операций, и списания всех налоговых задолженностей до 2013 года.
- Новый премьер Бахтадзе заявил, что через три недели, то есть – в июле, в новом компактном правительстве появятся «новые лица», не исключено – даже приглашённые из США и Европы. Оправдает ли себя такой кадровый эксперимент?
- Не важно – откуда, по мне - чем более неизвестными грузинскому обществу, не интегрированными в столичную элитную среду они будут, тем будет лучше для дела! Это позволит ограничить непотизм в маленькой Грузии, где все являются чьими-то родственниками и друзьями, условно связаны друг с другом различными обязанностями. Главное, чтобы они были профессиональными менеджерами. Не могу в этой связи не отметить, что министр внутренних дел Георгий Гахария, которые является специалистом в экономике и внешней политике, за короткий срок показал себя профессионалом и на этой, новой для него должности в специфичной правоохранительной сфере, что меня, признаюсь, приятно удивило! Гахария начал удивительную реформу – он начал объединять главную спецслужбу страны, со своими огромными спецподразделениями и пограничниками, - с институтами в структуре МВД по защите прав человека, к чему я поначалу относился с некоторым скепсисом. Если и остальные министры окажутся такими же эффективными новаторами, как Гахария, новое правительство Грузии, конечно же, будет очень успешным.
Грузия, Тбилиси
25 июня 2018 года