Грузия, 30 июля, ГРУЗИНФОРМ. Задержанный по обвинению в причастности к террористической организации «Исламское государство» Шоаип Борзиев впервые нарушил молчание в суде и выступил с заключительным словом.
По словам адвоката Имеды Каркашадзе, Борзиев был вынужден покинуть Чечню в возрасте 18 лет и отправиться в Сирию, так как его семью преследовал Кадыров. Правозащитник эксклюзивно рассказал Первому каналу о деталях заключительного слова Борзиева.
«Ему было шесть лет, когда убили его дядю, затем убили двоюродного брата. Они выражали претензии к режиму Кадырова, также, как и Борзиев. Поэтому, он был вынужден уехать из Чечни. Хотел переехать в Европу, что планировал сделать через Турцию, поэтому въехал в Грузию. Официально пересек границу и перешел в Турцию. Там родственник пообещал помочь ему, однако не помог и пытался вернуть его в Чечню. После этого стало известно об его местонахождении. Борзиев был вынужден определенное время скрываться в Сирии, где не везде есть военные действия. Он жил там обычно», — заявил адвокат.
По информации Имеды Каркашадзе, в Сирии Борзиев никогда не принимал участия в военных действиях, однако тяжело пострадал во время бомбардировки. Правозащитник говорит, что в больнице за ним ухаживал чеченец, который оказался знакомым Чатаева.
«Из интернет-кафе он связывался с семьей. Во время одного из сеансов связи разбомбили регион и Борзиев был тяжело ранен в область спины и ноги. Из-за того, что он был чеченцем, в больнице за ним ухаживал один человек, тоже чеченец по происхождению. Он оказался соратником Чатаева. Именно через него он затем познакомился с Ахметом Чатаевым. В течение 9 месяцев Борзиев проходил лечение, потом начал реабилитацию. Человек, который за ним ухаживал, был ранен. Шоаип Борзиев решил, что теперь он должен был помочь ему. Поэтому он виден на видеозаписи, которая присутствует в деле. Есть обычная сцена, где видны чеченцы, которые перевозили оружие из одного города в другой, они должны были проехать город, в котором лечился раненый. Именно так попал Борзиев в кадры, он поехал вместе с Чатаевым и его соратниками. Он бы не смог принять участие в боевых действиях по той простой причине, что состояние его здоровья было тяжелым», — заявляет правозащитник.
По его словам, обвиняемый вскоре вернулся из Сирии в Турцию и продолжил жить обычной жизнью, женился и именно в Турции познакомился с Асланбеком Солтахмадовым, который впоследствии был ликвидирован во время спецоперации на улице Монаха Габриела Салоси в Тбилиси.
«В Турции очень большая чеченская диаспора, с Солтахмадовым он познакомился случайно. Оба хотели перебраться в Европу и жить там. В это время в Турции происходят беспорядки. Борзиев и Солтахмадов решают въехать в Грузию и отсюда перебраться в Европу. По приезду в Тбилиси им становится известно, что существует Панкисское ущелье, где живут кистинцы. У метро Исани они совершенно случайно встречают Рамаза Маргошвили, водителем такси, и селятся в его съемной квартире. Они представляются Маргошвили туристами. Затем они ездили в Панкиси и познакомились с другими обвиняемыми», — заявляет адвокат.
По его словам, в заключительном слове Шоаип Борзиев сказал, что во время пребывания в Тбилиси с Асланбеком Солтахмадовым связался Абу Хурейра, однако откуда они знали друг друга, или откуда Абу Хурейра узнал, что они находятся в Тбилиси, Борзиев не знает.
«Солтахмадову звонит Абухурейра и просит о встрече. Говорит, я знаю, что ты в Грузии. Затем они встречаются, поднимаются в квартиру, где их ждет Чатаев. С ним у них были обычные отношения, они передвигались по городу, проведение какого-либо террористического акта было исключено. Мой подзащитный не видел на Абу Хурейра и Чатаеве т.н. пояс Шахида, однако видел два пистолета», — заявил Имеда Каркашадзе Первому каналу и отметил, что надеется на частичное оправдание Борзиева.
«Он признает незаконное ношение огнестрельного оружия и незаконное пересечение границы, однако не признает причастность к террористической организации», — заявил адвокат.