Конституционный суд Грузии 18 апреля заявил, что частично удовлетворил иск, связанный с законодательством о собраниях и манифестациях, в частности, признал неконституционными три законодательные нормы, а большинство спорных норм посчитал соответствующими Конституции.
С иском по данному вопросу в Конституционный суд обратились партии: «Движение за единую Грузию» и Консервативная партия, а также Ассоциация молодых юристов Грузии, Народный защитник и граждане Дачи Цагурия и Джаба Джишкариани после того, как в июле 2009 года, к концу начавшихся весной оппозиционных акции протеста Парламент страны принял решение об ужесточении законодательных правил по проведению митингов.Пленум Конституционного суда признал незаконными те нормы, которые запрещали проведение собраний и манифестаций в радиусе 20 метров от входа в некоторые учреждения и административные органы, в том числе и здания судов, так как такое ограничение «в ряде случаев» делало «практически невозможным» проведение собраний и манифестаций.
«В то же время суд отмечает, что право на собрание может быть ограничено, когда оно мешает исправному функционированию учреждения, или когда ограничение обусловлено особыми мерами безопасности», - говорится в пресс-релизе Конституционного суда.
Суд посчитал несоответствующим Конституции также и ту норму, которая предусматривала незамедлительное прекращение собрания в случае перекрытия дороги или нарушения других требований закона.
Суд отметил, что «участникам акции должна быть предоставлена возможность привести собрание (манифестацию) в соответствие с требованиями закона. А прекращение собрания может быть произведено только в случае неповиновения законным требованиям представителя власти».
Еще одной нормой, которую суд посчитал противоречащим Конституции, является правило, которое не позволяло гражданину Грузии, как частному лицу, быть инициатором собрания и манифестации – такое право предоставлялось только инициативной группе, а «лицам, не имеющим гражданство, запрещалось быть организатором акции и ответственным лицом».
В связи с неконституционными нормами в законодательство должны быть внесены соответствующие изменения.
Суд признал конституционными те нормы, которые запрещали самовольное перекрытие проезжей части для транспорта, в том числе, с применением различных конструкций, предметов или автомобилей, если такая необходимость не обусловлена количеством участников собрания; Кроме того, передвижение на автомобилях в населенном пункте таким образом, когда целенаправленно полностью занимают проезжую часть дороги, блокируя ее; А также «конституционным» является та норма, которая запрещает нанесение различных рисунков и надписей на прилегающих к административным зданиям территориях.
Суд посчитал соответствующим Конституции также все те нормы, которые запрещают призывы к насильственному свержению конституционного строя в ходе собраний и манифестаций. «Собрание может быть прекращено, когда призывы к свержению и насильственной смене конституционного строя носят массовый характер», - отмечает Конституционный суд.
Конституционный суд заявляет, что Конституции соответствует также норма о запрете проведения акции у дома, где проживает судья, что «служит обеспечению независимости судьи (суда) и защите частной жизни судьи».
Суд также постановил, что аналогично представителями других силовых структур, участие в собраниях и манифестациях также должно быть запрещено и сотрудникам Следственной службы Министерства финансов.
Народный защитник Георгий Тугуши приветствовал решение Конституционного суда, как «позитивный шаг вперед», однако заявил, что «было бы лучше, если суд удовлетворил бы все требования иска». По его словам, по спорным вопросам Аппарат народного защитника в индивидуальном порядке продолжит работу с Парламентом с целью дальнейшего усовершенствования законодательства.