Как об этом уже сообщало ИА ГРУЗИНФОРМ, российская и грузинская делегации соберутся на очередной раунд проходящих при посредничестве Швейцарии переговоров в Берне 28-29 апреля. Об этом стало известно в понедельник.
После проведенной в марте встречи, которая была первой встречей после августовской войны 2008 года, Россия обвинила Грузию в «политизации» переговоров по ВТО, так как Грузия требовала размещения своих таможенников на пограничных КПП в сепаратистских регионах. Грузия заявила, что при обсуждении условий вступления России в ВТО она не смешивала политические вопросы с темой торговли, и что ее требования были связаны лишь с прозрачностью товарооборота на границе.В этой связи определенный интерес вызывает заявление высокопоставленного представителя Белого дома о том, что возможно будет найдено «творческое решение» спора между Грузией и Россией по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), если будет обеспечена прозрачность пограничных таможенных КПП в сепаратистских регионах без допуска туда грузинских таможенников.
Выступая в Международном экономическим институте Петерсона, специальный советник президента США Барака Обама и куратор вопросов России и Евразии в Совете национальной безопасности Майкл Макфол заявил, что несмотря на то, что США не были посредниками, они активно содействовали контактам между Тбилиси и Москвой по вопросам, связанным с ВТО. Он также заявил, что президент Обама «сам участвовал в урегулировании этого» вопроса.
По словам Макфола, вступление России в ВТО входит в национальные интересы США, что также является «главным приоритетом» в двусторонних отношениях.
По результатам исследования, проведенного Международным экономическим институтом Петерсона, экспорт американского товара в Россию может возрасти до 19 млрд. долларов США после того, как Россия станет членом ВТО.
Макфол заявил, что США «не будут оказывать» давления на Грузию относительно условий вступления России в ВТО; По его словам, эту позицию Вашингтон «совершенно четко» зафиксировал на переговорах с Россией.
«Мы также говорим властям Грузии: это (переговоры с Россией по ВТО) не является каким-либо механизмом для вас, чтобы урегулировать ваши политические вопросы с Россией. Мы очень четко разъяснили им это», - заявил он.
На вопрос, намеревается ли Вашингтон подтолкнуть Грузию к согласию на принятие России в ВТО в том случае, если Москва вернет грузинскую продукцию на российский рынок, Макфол не придал большого значения проблеме российского эмбарго против Грузии и заявил, что этот вопрос « в конечном итоге» будет урегулирован. «Меня это не беспокоит», - заявил он.
«Но существует фундаментальный вопрос, связанный с границей», - отметил он.
По его словам, это «очень необычная ситуация», которую нельзя игнорировать, так как Грузия желает иметь информацию о перемещении грузов в сепаратистских регионах, в том числе и по направлению остальной Грузии.
«Насколько является ли это легитимным вопросом ВТО, это экономический вопрос», - заявил Макфол.
«Мы считаем, что существует творческое решение этого – без размещения таможенников (на границах Абхазии и Южной Осетии с Россией)… Мы считаем, что существует путь для того, чтобы увеличить прозрачность и информационный поток о том, что (какие грузы) может перемещаться через границу», - заявил Макфол, - «Между прочим, власти России заявляют, что они за прозрачность; Они желают повышения прозрачности».
По той причине, что между Россией и Грузией проходят переговоры, он отказался говорить о деталях возможного «творческого решения».
В Тбилиси были высказаны предположения на счет того, что грузинская сторона могла предложить Москве «компромиссное решение», которое подразумевало бы размещения наблюдателей ЕС на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы. Такая модель применяется в рамках пограничной миссии между Молдовой и Украиной. Однако, в марте текущего года российская газета «Коммерсант» заявила со ссылкой на анонимный источник в МИД России, что ни одно из предложений Тбилиси не выглядит реалистичным.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе заявила 18 апреля, что США никогда не окажут давления над Грузией, чтобы ускорить принятие России во Всемирную торговую организацию.
«Нам известно, как в интересы США, так и в интересы целого ряда западных государств входит принятие России в ВТО, однако наши партнеры понимают обоснованность наших претензий (к России)», - сказала она.
«Вопрос вступления (России в ВТО) не является политическим. В первую очередь, мы заинтересованы, чтобы переговоры проходили успешно и Россия смогла бы вступить (в ВТО), но вам известно, что у нас имеются несколько требований, которые напрямую исходят из Устава ВТО и ни в коем случае не носят какого-либо политического характера», - добавила Каландадзе.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил в марте, что если Грузия вновь продолжит выдвигать «политизированные» требования, Москва «иными путями» попытается решить вопрос вступления в ВТО. В частности, он имел в виду вступление в организацию путем процедуры голосования, вместо применения правила консенсуса. Но Макфол отметил, что США не поддержат такое развитие событий, так как спор не будет решен таким образом.