25 апреля 2011 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Всех вас еще раз сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником Воскресения Христова, с Пасхой Божией! Христос Воскресе!Эти слова, звучащие 2000 лет, отражаются в нашем разуме и в нашем сердце, и когда мы отвечаем «Воистину Воскресе Христос», мы исповедуем нашу веру. Ведь это не обычай, не просто человеческая традиция, не часть национального или восточного фольклора — это исповедание веры. За эту веру умирали мученики, за эту веру люди лишались всего, что только имели в этом мире. Эту веру хранили как великую и самую драгоценную жемчужину, потому что пока есть в сердцах людей эта вера, существует род человеческий.
Ведь если мы разуверимся в том, что Христос воскрес, а значит, в том, что Он спас род человеческий, то спасение, принесенное Христом, не будет действовать в роде человеческом, потому что Бог никого не спасает силой. Мы должны добровольно исповедовать веру и принять эту весть в свое сердце, и только тогда искупительный подвиг Господа и Спасителя, последствия Его голгофской Жертвы становятся силой, спасающей каждого из нас.
А спасение — это и есть блаженство. Не то блаженство, которое сегодня внедряется в сознание современного человека как наслаждение только внешними благами, как безудержное потребление материальных благ, как забота о комфорте и удовольствиях, в том числе чувственных удовольствиях. Блаженство есть полнота жизни; говоря современным языком, это внутренний баланс между духовным и материальным, это интенсивная внутренняя интеллектуальная и духовная жизнь, это способность видеть и понимать красоту Божиего мира. Но что самое главное — это способность и возможность вместе с Богом участвовать в совершенствовании этого мира, то есть принимать такие решения, совершать такие деяния, которые не разрушали бы человеческую личность, не разрушали Божие творение, но вместе с Божественной благодатью возвышали это творение.
Блаженство — это удовлетворение от того, что ты делаешь, от того, как ты мыслишь, от отношений, которые складываются с людьми, от состояния общества, народа, государства, всей человеческой семьи. Это величайшая ценность, которая выкристаллизовывается здесь, в этом земном мире, но которая по замыслу Божию не исчезает с нашим физическим старением, дряхлением и, наконец, со смертью. Душа вырывается к Богу, неся в себе всю эту память таинственным образом, непостижимым для современной науки. Именно с душой все то, что мы творим в этом мире, переходит в вечность. Поэтому, когда мы говорим «Воистину Воскресе Христос», мы отождествляем себя с замысленным Богом миропорядком — не с языческим, разрушительным, не имеющим никакой жизненной перспективы, ибо всякое безудержное удовлетворение личных или коллективных вожделений несет страдания другим людям, истощение ресурсов, разрушение среды обитания.
Мы верим, что Господь воистину воскрес и потому мы вместе с Ним. Мы обязуемся совершать Его дело, продолжать Его дело, каждый в меру своих сил — священнослужители на том месте, где они поставлены, миряне там, где их поставил Господь. Чем выше поставил — тем больше ответственность, тем зорче должен быть взгляд, тем больше силы должно быть, чтобы прозревать подлинную перспективу человеческого бытия.
И дай Бог каждому на своем месте: и большим, и малым, и знатным, и неизвестным, и богатым, и бедным — быть вместе со Христом, а через Него — друг с другом, ибо нет никакой другой человеческой мотивации к тому, чтобы быть вместе. Всякие другие мотивации человеческой солидарности — это скоропреходяще. Подлинную мотивацию к тому, чтобы быть вместе, мы обретаем тогда, когда мы вместе со Христом. И тогда на праздничный возглас «Христос Воскресе!» мы отвечаем «Воистину Воскресе Христос!» Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси