ПУБЛИКАЦИИ
ГУЛБААТ РЦХИЛАДЗЕ: В ГРУЗИИ ПОЯВИТСЯ ТРЕТЬЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА

 Грузия, 28 ноября, ГРУЗИНФОРМ. Нынешние президентские выборы, невзирая на то, каковы будут результаты второго тура, уже сильно изменили политический ландшафт Грузии и настроения в обществе, — убежден грузинский политолог, руководитель НПО «Институт Евразии» Гулбаат РЦХИЛАДЗЕ.

Произошедшие события, по словам собеседника PolitRUS, очень сильно подействовали и на самого лидера правящей партии «Грузинская мечта» Бидзину ИВАНИШВИЛИ, который вероятно, считал, что он вечен и может игнорировать мнение общественности.

Грузия — парламентская республика, однако выборы президента, несмотря на это, очень жаркие. Причина в том, что это последние прямые всенародные президентские выборы и далее оппозиция уже не сможет получить контроль над этим постом, это можно рассматривать как попытку взять реванш «националами» ради имиджа или даже урезанные полномочия президента стоят того, чтобы за них так биться?

Причина активности оппозиции на президентских выборах, несмотря на то, что по новой Конституции Грузии президент является во многом символической фигурой, состоит в том, что президент, во-первых, имеет определенные возможности влиять на политику, оставаясь де-юре номинальным главой государства.

И во-вторых, что, наверное, еще более важно, с целью показать и нынешней власти, и общественности, и самими себе — правящая «Грузинская мечта» уже непопулярна. Победа оппозиционного кандидата означала бы возможность получения оппозицией аргумента, что Грузия должна провести досрочные парламентские выборы. Исходя из новых реалий, которые возникли, по мнению, оппозиции после победы ее кандидата на выбора президента».

Действительно «Грузинская мечта» во многом растеряла популярность. Если сравнивать нынешнее состояние с 2016 годом, когда ее победа на парламентских выборах была безоговорочной и она получила абсолютное большинство мест в парламенте.

Падение рейтинга доверия к «Грузинской мечте» показательно в процедуре выдвижения кандидата на пост президента — им стал не представитель правящей партии, а независимый политик Саломе ЗУРАБИШВИЛИ.

Очевидно, «Грузинской месте» хотелось продемонстрировать всем, как внутри страны, так и за ее пределами, смотрите, мол, какая у нас, в Грузии, демократия и власть готова делиться постом президента с независимым кандидатом.

Саломе ЗУРАБИШВИЛИ — действительно независимый политик и имеет свое мнение по многим важным вопросам. Это не ее игра на публике, не предвыборный образ — она такая, как есть. Независимость ЗУРАБИШВИЛИ может проявиться и в будущем на посту Президента Грузии.

Выбор «Грузинской мечты» в качестве кандидата Саломе ЗУРАБИШВИЛИ обусловлен нацеленностью на дальнейшую евроинтеграцию и в случае ее победы, с учетом богатого профессионального опыта, она этим займется? Не подменит ли она тем самым МИД Грузии, не возникнет ли конфликта с правительством в этой связи?

Надо понимать, что при всей своей независимости, ЗУРАБИШВИЛИ весьма конструктивна настроена в отношении ИВАНИШВИЛИ. Поэтому она будет учитывать фактор того, что нынешний премьер-министр Мамука БАХТАДЗЕ является достаточно приближенным человеком к ИВАНИШВИЛИ.

В этой связи вряд ли стоит ожидать, что ЗУРАБИШВИЛИ станет сразу конфликтовать с премьер-министром и главой МИД. Когда есть взаимопонимание на самом высоком уровне, конфликтовать на этом уровне в принципе незачем.

Напомню, что конфликт между нынешним президентом Георгием МАРГВЕЛАШВИЛИ и правительством имеет субъективный характер и возник по причине того, что МАРГВЕЛАШВИЛИ в свое время ослушался ИВАНИШВИЛИ и нарушил свое же обещание покинуть Президентский дворец.

Бидзина ИВАНИШВИЛИ планировал превратить построенный Михеилом СААКАШВИЛИ шикарный президентский дворец в Авлабари (престижный квартал в старом Тбилиси — Прим.) в общественный центр и публичную библиотеку. МАРГВЕЛАШВИЛИ поначалу поддержал данную идею, а затем не просто не выполнил свое обещание, но и стал все заметнее отдаляться и от ИВАНИШВИЛИ, и от всей команды «Грузинской мечты».

Что, конечно, не могло понравиться ИВАНИШВИЛИ, который слывет достаточно злопамятным человеком и подобных вольностей не прощает. Тем более, что он считал, что только благодаря ему МАРГВЕЛАШВИЛИ смог стать президентом. И это правда – во многом только из-за высокого личного доверия ИВАНИШВИЛИ люди в 2013 году проголосовали за рекомендованного им МАРГВЕЛАШВИЛИ, который не был на тот момент известен широкой общественности.

В отличие от МАРГВЕЛАШВИЛИ Саломе ЗУРАБИШВИЛИ сразу обозначила, что не станет работать в этом президентском дворце и подыщет себе более скромный офис — вплоть до того, что готова работать и дома. Т.е. отметилась как более скромный политик. Это является очень важным моментом в данной ситуации.

Возвращаясь к Вашему вопросу. Саломе ЗУРАБИШВИЛИ во внешнеполитическом аспекте не станет подменять собой Министерство иностранных дел или оказывать на него давление, с учетом ее собственного опыта. Однако как президент она сможет выступать с предложениями и заявлениями по международной тематике, которые по разным причинам не могут исходить от МИД и премьер-министра. Президент, скажем так, может более творчески подходить к каким-то моментам.

Саломе ЗУРАБИШВИЛИ — проевропейский, прозападный политик. При этом у нее не наблюдается фанатичного негатива по отношению к России.

И в этой связи вполне можно допустить, что она будет работать в данном направлении, хотя у премьер-министра есть свой спецпредставитель по переговорам с Москвой — Зураб АБАШИДЗЕ.

Почему, на Ваш взгляд, от участия в выборах отказалась Нино БУРДЖАНАДЗЕ — не хотела проигрывать женщине и тем самым ставить окончательно крест на своей политической карьере или все же правдивы слухи, что это результат сделки с «Грузинской мечтой» и есть договоренность о месте в следующем парламенте? Ведь очевидно, что часть электората у дам-политиков пересекающийся (хоть рейтинг Нино Анзоровны и ниже) и участие в выборах БУРДЖАНАДЗЕ играло бы на руку Григолу ВАШАДЗЕ.

Соглашусь с Вами. Нино БУРДЖАНАДЗЕ, конечно же, не хотела проигрывать. Тем более женщине. На парламентских выборах партия БУРДЖАНАДЗЕ показала очень плохой результат — немногим более 4%. И это непозволительно мало для политика, который совсем недавно претендовал на пост президента, а прежде возглавлял парламент.

Госпожа БУРДЖАНАДЗЕ постоянно заявляет о том, что она является альтернативной силой. Пока она это не может доказать и вряд ли сможет в будущем, поскольку ее политический зенит давно пройден.

Не скажу, что отказ от участия в президентских выборах — это крест на политической карьере БУРДЖАНАДЗЕ или имеет место некая сделка с «Грузинской мечтой». Но из выборов президента, вне зависимости от того, кто победит (а победит, пусть и с небольшим преимуществом ЗУРАБИШВИЛИ) , «Грузинская мечта» выйдет ослабленной, а ее основные оппоненты — «националы» в случае проигрыша ВАШАДЗЕ окажутся повержены. Актуализируется вопрос третьей политической силы, способной со временем заменить «националов».

На это место имеют претензии как БУРДЖАНАДЗЕ, так особенно «Альянс патриотов», который сейчас активно поддерживает кандидата Саломе ЗУРАБИШВИЛИ и курс Бидзины ИВАНИШВИЛИ. Это такая поддержка с расчетом, что в будущем именно они будут вместо нацдвижения играть роль главной оппозиции.

На роль нового лидера оппозиции может претендовать Леван ВАСАДЗЕ — влиятельный бизнесмен, известный меценат и общественный деятель.

Леван ВАСАДЗЕ — консерватор, сторонник традиционных ценностей. И поскольку поддерживает близкую ей ценностную систему, располагает серьезной поддержкой со стороны Грузинской Православной Церкви, по-прежнему имеющей огромное влияние в грузинском обществе.

Вообще, нынешние президентские выборы сильно изменили политический ландшафт Грузии и настроения в обществе. Произошедшие во время первого тура события очень сильно подействовали и на самого Бидзину ИВАНИШВИЛИ, который тоже уже, вероятно, считал, что он вечен и может игнорировать мнение общественности. — Оказалось, что не может.