Политика
Правительство Грузии утвердило Национальную стратегию по борьбе с терроризмом на 2019-2021 годы, разработанную межведомственной комиссией во главе со Службой Госбезопасности Грузии

 Грузия, 28 января, ГРУЗИНФОРМ. Стратегия включает в себя семь основных направлений: сбор информации, связанной с терроризмом, превенция, защита, готовность, преследование, развитие рамок правового регулирования и международное сотрудничество (оригинал документа на грузинском см. здесь). «Общей целью стратегии является формирование государственного видения Грузии в направлении борьбы против терроризма и экстремизма, а также определение совместных действий государства, международных партнеров, частного сектора и гражданского общества для того, чтобы справиться с угрозами, исходящими от террористических организаций, экстремистских группировок и их отдельных сторонников», - сказано в документе.

Согласно Национальной стратегии по борьбе с терроризмом, самым четким проявлением глобального терроризма по-прежнему остается террористическая организация «Исламское государство» (ИГИЛ): «В предыдущие годы ИГИЛ, в основном, была занята ведением широкомасштабных боевых действий. После потери территорий и ослабления у организации уже нет на это сил, соответственно, она изменила стратегию действий, что поставило современный мир перед новым вызовом», – сказано в стратегии.

В рамках новой тактики главным орудием ИГИЛ стало совершение террористических актов за пределами конфликтных территорий. Для Грузии наибольшую опасность представляют граждане страны, которые в свое время примкнули к террористам и уехали воевать в Сирию или Ирак и однажды могут вернуться в страну: «ИГИЛ сумела приобрести определенное количество сторонников и в Грузии, однако в результате спецопераций, осуществленных правоохранительными органами, и целенаправленной политике, которую проводило государство, число сторонников ДАИШ в Грузии значительно сократилось», - сказано в документе. Несмотря на это, власти Грузии не исключают, что в стране по-прежнему находятся отдельные сторонники ИГИЛ, которые, в случае получения задания от террористов, начнут действовать.

Помимо ИГИЛ, главным вызовом для безопасности Грузии также являются такие террористические организации, как Аль-Каида и Талибан: «Некоторые группы, существующие в Грузии, возможно, разделяют идеологию Аль-Каиды. В боевых действиях в Сирии и Ираке в рядах вооруженных групп, поддерживающих Аль-Каиду, воевали несколько десятков граждан Грузии. Некоторые граждане Грузии стали лидерами вооруженных групп, связанных с Аль-Каидой», - сказано в Стратегии.

Что же касается Талибан, то эта террористическая организация угрожает грузинским миротворцам, которые участвуют в миссии "Решительная поддержка" (Resolute Support) в Афганистане: «В предыдущие годы эта террористическая организация осуществила не одно нападение на грузинских военных. В борьбе с международным терроризмом погибли несколько десятков грузинских военных, а несколько сотен пострадали", - отмечено в документе.

Несмотря на то, что Грузия не входит в число стран с высоким риском террористических актов, ее стабильность зависит от ситуации на российском Северном Кавказе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. «На данный момент в этом регионе террористическая активность уменьшена. Не сегодняшний день действующие на Северном Кавказе группировки ИГИЛ и «Имарат Кавказ» представляют собой децентрализованные террористические организации с минимальной живой силой и малыми финансовыми возможностями», - сказано в документе. Эти террористические организации, конечно же, могут устраивать отдельные террористические акты, но на данном этапе они не являются вызовом для безопасности региона.

В Стратегии также отмечено, что опасность для Грузии представляют в том числе граждане иностранных государств, проживающие в Грузии, которые могут поддерживать те или иные террористические организации. Они не имеют никакой религиозной, исторической или культурной связи с грузинским обществом, что облегчает их вовлеченность в террористическую деятельность.

В Национальной стратегии по борьбе с терроризмом также указано, что власти Грузии в последнее время сделали важные шаги на пути усовершенствования законодательства в этой сфере. Важные поправки в законодательство были внесены в 2013-2015 годах. Согласно Уголовному кодексу Грузии, караются публичная поддержка террористической деятельности, террористической организации, призыв к осуществлению террористической деятельности, присоединение или поддержка иностранной террористической организации и прочее.

Исходя из нового вызова для безопасности Грузии, связанного с возможным перемещением по стране террористов, власти особое внимание уделяют теме защищенности границ, а также гражданской авиации. Борьба с терроризмом требует совместной и координированной работы властных структур, сказано в Стратегии. С терроризмом и экстремизмом непосредственную борьбу ведут МВД, Служба Госбезопасности, министерство обороны, Генеральная прокуратура, Служба разведки и Специальная служба государственной охраны: «Главным ведомством в борьбе против терроризма в единой государственной системе является Служба Государственной безопасности, которая с использованием специальных и оперативно-поисковых мероприятий обеспечивает выявление террористического преступления, превенцию и пресечение», - говорится в документе. Не последнюю роль в борьбе с терроризмом играет и МВД страны, которое заботится об общественном порядке и иногда первым сталкивается с террористической преступностью.

В борьбе с терроризмом особое внимание власти Грузии уделяют международному сотрудничеству. Согласно Стратегии, целью Грузии является углубление сотрудничества с международными партнерами в этом направлении. В Грузии считают важным сотрудничество с Интерполом, Европолом и Евроджастом. Необходимо также сотрудничество и обмен информацией со спецслужбами соседних стран, вовлеченных в борьбу с терроризмом.