Грузия, 3 апреля, ГРУЗИНФОРМ. Немецкое издание «Шпигель» (Der Spiegel) публикует статью о президенте Грузии Саломе Зурабишвили под заголовком «Ежедневные провокации, президент Грузии Саломе Зурабишвили о Путине, о стремлении своей страны в ЕС и о том, как француженка стала главой государства на Кавказе». Интервью с Саломе Зурабишвили записал Кристиан Эш.
Как сказала в интервью Зурабишвили, для стран, стремящихся вступить в Евросоюз, Европа выглядит иначе, чем изнутри.
«Страны, которые уже являются членами объединения, часто выглядят уставшими от Европы, проявляют нетерпеливость, иногда даже выглядят робкими. Мы же, которые наблюдаем извне, по-прежнему восхищаемся», — сказала Зурабишвили.
На вопрос о том, что у Грузии и Украины схожая проблема, когда политическая элита хочет вступить в ЕС и НАТО, но в то же время имеются территориальные споры с Россией, Зурабишвили ответила: «В Грузии это не только элита. Существует широкий консенсус среди населения по этому вопросу. Но люди ведь могут сказать и так: это долгий путь и достигнем ли когда-нибудь цели? Но прежде всего желание принадлежать Европе глубоко укоренилось в наших ценностях; а во-вторых, мы не видим никакой другой перспективы для Грузии», — подчеркнула Саломе Зурабишвили.
На вопрос о том, в какой временной перспективе Саломе Зурабишвили видит перспективу членства Грузии в ЕС или НАТО, президент Грузии ответила, что несмотря на нереальность расширения ЕС в ближайшем будущем, сейчас шансы Грузии на сближение с Европой горазды лучше, чем два или три года назад.
«Я давно наблюдаю за ЕС, сначала изнутри, а затем извне, и поэтому знаю, что ему сложно принимать по-настоящему большие решения, за исключением кризисных периодов. А сейчас у нас очень серьезный кризис из-за «брексита» и популизма. ЕС стоит перед вызовами. Из-за «брексита» он ищет новые формы для своих международных отношений, и здесь Грузия может найти свою форму сотрудничества. Для грузинского населения важно чувствовать, что у нас есть динамика. Так же, как это было в рамках Политики соседства ЕС, включая Соглашения об ассоциации, свободной торговли и визовой либерализации», — полагает Саломе Зурабишвили.
На вопрос Кристиана Эша, поздравил ли её с избранием на пост президента Владимир Путин, Зурабишвили ответила, что нет.
«Нет. Просто у нас нет дипломатических отношений», — сказала Саломе Зурабишвили.
Журналист «Шпигеля» поинтересовался, какие сейчас отношения между Грузией и Россией.
«Хорошо, что Россия не смогла даже на сантиметр сдвинуть Грузию с курса на НАТО и Европу. Это является единственной целью каждого шага России. Война 2008 года, создание российских баз, русификация в Абхазии, постепенное перемещение вглубь оккупационных границ — все это не изменило наши намерения. Плохо то, что ситуация заморожена. Мы можем попытаться сделать все, чтобы (положение) не ухудшилось. Россия не может изменить Грузию, а Грузия не может изменить ситуацию на оккупированных территориях», — сказала Зурабишвили.
Саломе Зурабишвили также отметила в интервью, что сегодняшняя Россия сильно отличается от той, с которой она вела переговоры в ранге главы МИД Грузии в 2005 году.
«Тогда была другая Россия. Она была более прагматичной во многих вещах. Сейчас Россия оставляет впечатление гораздо более идеологизированного государства, создающего вызовы. В Москве сегодня считают эту агрессивную, самоуверенную позицию выгодной. Я сомневаюсь в этом, особенно в долгосрочной перспективе», — заявила Саломе Зурабишвили.