Грузинская культура как зеркало "Розовой революции"
"Хлеба и зрелищ!"- ревела римская толпа, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за ту поддержку, которую она оказывала им. Плебс получал и то, и другое, лишь бы служил верой и правдой.
С тех пор прошли века, а лозунг древних эпикурейцев дожил до наших дней, правда, по пути несколько трансформировался, получил новую смысловую нагрузку. Теперь его используют и для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.
С хлебом, если под ним понимать продукты питания в целом, у нас плоховато: инфляция сделала свое "чёрное" дело. Так что, в отличие от древних греков, нам не то, что на дармовой, даже на умеренно дешевый хлеб не приходится рассчитывать!
Со зрелищами вроде бы проблем нет, власти изо всех сил стараются приобщить местное население к мировому искусству. И за ценой не постоят. Счет идет на миллионы!
Театр начинается не только с вешалки, но и с … бухгалтерии
Театр в Грузии – больше чем театр. Оставаясь местом культа и поклонения, он по-прежнему не обделен зрительским вниманием. Современные постановки отличает поиск новых тем и художественных средств. Но аплодисменты зала, к сожалению – стали единственным их вознаграждением.
На самом деле, большой и общей проблемой, как для кинематографа, так и для театра, является сегодня отсутствие средств для полноценного существования. Но приходит новый сезон, и театр оживает. Вот только какими усилиями? Театры Руставели и Грибоедова, Оперы и балета им. Палиашвили, Марджанишвили и "Свободный" работают с большими нагрузками, и - при полных залах. Нет шума и громких реплик, да и мобильники трезвонят все реже, зал заполнен людьми, которым на самом деле интересна сцена. И гораздо меньше – закулисье. А оно, закулисье, печально.
Немногие, наверно, знают о том, что от нашей гордости - Государственного театра оперы и балета, находящегося сегодня в стадии реконструкции (которая, кстати, неизвестно, когда завершится!) осталась всего лишь небольшая труппа, да и то – бездействующая. Иногда кому-то удается пробиться на сцену благотворительного концерта, съездить с однодневными гастролями, скажем, в Кутаиси, кое-кто поет в ресторанах, а остальные разбрелись по домам. Штат, как таковой, набран – уже, в основном, из новых солистов, в том числе из кутаисского оперного. Но спектакли не ставятся, хотя и анонсируются.
А знаете, какую зарплату получали солисты в те, еще более-менее благополучные времена, когда театр еще жил? Поначалу она была довольно сносной: самая низкая - 400 лари. Плюс - материальная помощь в размере 200 лари, правда, она выдавалась избирательно. Но так было всего два года. Потом зарплаты резко урезали, и вокалисты вторых и третьих партий стали получать всего 80 лари, первых – несколько больше, но не настолько, чтобы жить в материальном благополучии. Однако не было бы и этого мизера, если бы не меценат Бидзина Иванишвили. Ну, не любят власти оперу, что тут поделаешь! Понять их можно: это ведь не развлекательное шоу.
Картины под цвет обоев
Чем сегодня хочет украсить стены дома простой обыватель и усладить свой взор? Виды природы – прерогатива тех, кто увлекается туризмом, обнаженная натура – старых холостяков… Иные, выбирая картины, руководствуются исключительно тем, насколько они будут гармонировать с обоями. Настоящий же ценитель искусства, если он не из числа более или менее обеспеченных, редко может себе позволить приобрести произведение искусства. Но решившись все-таки на подобный шаг, из кожи вон будут лезть, чтобы купить задешево.
Картин на улицах много, причем, не только любителей, но и профессионалов. А что делать? Надо же выживать… Крупных точек реализации всего две - возле метро Руставели и на Сухом мосту.
Но всем одинаково трудно живется? Представьте себе, нет! И речь - не о маститых и признанных. Удачно вписались в ситуацию именно молодые, те, кому удалось пробиться к западным ценителям. Справедливости ради скажу – есть среди них и талантливые ребята. Вот только демонстрировать свой дар на родине им не под силу – в Тбилиси, не говоря уже о периферии, выставочных залов, "раз – два и обчелся". Многие мелкие галереи вынуждены закрываться, в том числе – и на улице Леселидзе. Не спасает галерейщиков и "мзда", ведь устроить выставку сегодня – удовольствие не из дешевых. Вот только платить почти некому… Не принимает художников и родная "Голубая галерея" - нет надежды, что откроет она им свои двери и после грандиозного ремонта. Вот и получается: "варятся" наши мастера кисти в собственном соку, в то время им, творческим личностям, ох, как нужна полноценная выставочная деятельность!
Сам пишу, сам читаю...
Былой интернационализм в Грузии встречается, пожалуй, лишь здесь - в букинистическом магазине. Старые книги на двух, некогда дружественных языках, держат "последнюю оборону". В Грузии книга – в большом почете. Книжных магазинов – великое множество, прекрасные современные издания ласкают взор и одновременно отпугивают ценами. Глянцевый, ярко иллюстрированный том детской энциклопедии стоит не меньше двадцати лари. Вот и прививай после этого малышам любовь к книге!
Современная грузинская литература по своему качеству далека от прошлой, и это понятно. Рынок неминуемо диктует своих авторов, а им, в свою очередь – модный сюжет. Талантливому писателю "с улицы" и с пустым кошельком сегодня трудно пробиться к читателю.
Грузинская литература, как и любая другая, не в состоянии развиваться без государственной поддержки. Но печатная продукция у нынешних властей - явно не в фаворе!
Но есть один "положительный" момент, которого не было при советской власти: сегодня любой графоман может запросто издать свой опус при наличии на то средств и даже полном отсутствии писательского таланта. И пусть читательская аудитория будет состоять лишь из членов семьи автора, его друзей, которым он обязательно подарит свое творение, не забыв поставить автограф - это его мало волнует. Главное, потешил самолюбие, удовлетворил амбиции! А вот талантливому, но бедному путь к издательству закрыт…
Да, тяжелые времена настали для деятелей грузинской культуры. Но с другой стороны, если талант – дар Божий, то почему за него должно платить государство? Не резон!