Общество
Бизнес в Грузии в опасности, или Превысит ли курс доллара 3 лари

 Грузия, 30 июля, Грузинформ. Страсти бушуют в Грузии с 20 июня, с тех пор как в парламенте страны, на сессии Межпарламентской ассамблеи православия, появился депутат Госдумы России, член Компартии Сергей Гаврилов. В тот день антироссийская акция переросла в беспорядки, а полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули. Митинги с тех пор продолжаются.

На фоне антироссийских акций в Тбилиси, Москва с 8 июля прервала прямое авиасообщение с Грузией, а российские туроператоры прекратили прием заявок на поездки в Грузию.

Госдума России 9 июля в ответ на выступление в прямом эфире ведущего телеканала "Рустави 2" Георгия Габуния, в котором в крайне грязной форме оскорбил Путина, рекомендовала правительству страны рассмотреть целесообразность применения специальных экономических мер в отношении Грузии и представить соответствующие предложения президенту РФ.

Однако президент России Владимир Путин не поддержал введение санкций против Грузии.

Тем не менее, с 20 июня курс лари по отношению к доллару упал на 2,5%. Если 20 июня объявленный Национальным банком Грузии официальный курс лари к доллару составлял 2,7871, то 29 июля он уже достиг 2,9321.

Столь стремительное обесценивание национальной валюты создало бизнес-сектору серьезные проблемы.

Обесценивание лари - проблема номер один для бизнеса в Грузии

Заместитель бизнес-омбудсмена Грузии Леван Каландадзе уверен, что для грузинских бизнесменов девальвация лари сегодня стала самой актуальной темой.

"Представители бизнеса сегодня проблемой номер один называют лари. Уже нет речи ни о влиянии регуляций, ни об ухудшении бизнес-среды или затянувшихся во времени решениях государства. То, что еще месяца два-три назад было актуально, лари сегодня сделало второстепенным", - заявил Леван Каландадзе Sputnik Грузия.

По его словам, в данный момент бизнес ждет от правительства (и прежде всего от Нацбанка) более деловой и конкретной коммуникации.

"Когда мы говорим, что в формировании курса лари главным и решающим фактором являются ожидания, то эти ожидания должны управляться, если же мы ими не управляем, это означает, что у нашей политики имеются погрешности", - отметил Леван Каландадзе.

По мнению заместителя бизнес-омбудсмена, хотя в стране действует режим плавающего обменного курса лари, и у Национального банка есть свой регулирующий закон и рамки, откуда он не должен выходить, стране необходимы быстрые решения.

Аналитик Эмзар Джгереная полагает, что обесценивание лари обусловлено тенденциями в мире.

"Доллар в последние годы очень укрепляется в отношении мировых валют. И пока этот процесс будет продолжаться, я не жду укрепления лари", - отметил Эмзар Джгереная Sputnik Грузия.

Вместо лари - евро

Аналитик Мераб Джанишвили считает, что, если в стране ответственность за национальную валюту на законодательном уровне не возлагается ни на одно из ведомств, тогда время, чтобы Грузия в качестве средства оплаты ввела евро.

"Если установление курса национальной валюты не является ничьей ответственностью, зачем же нам тогда вообще национальная валюта? Давайте, перейдем на евро, и нам уже не понадобится такой многочисленный – из 110 человек – Национальный банк, если он ответственен только за инфляцию", - отметил Джаниашвили в беседе Sputnik Грузия.

А касательно бизнеса, аналитик уверен, что риски, связанные с курсом лари, многие бизнесмены уже учли и даже отразили в цене продукции или услуг, однако дело могло до этого не доходить.

"На мой взгляд, лари не должен был обесцениться, поскольку никаких причин для этого не существовало. Не было и оснований для паники. Однако эту панику создали и смотрят со стороны. Если бы Национальный банк хоть чуть-чуть пошевелил пальцем, лари не достиг был отметки 2,94", - отметил аналитик.

Джаниашвили предполагает, что даже если лари продолжит обесцениваться, исходя из существующих макроэкономических показателей, цена одного доллара ни в коем случае не должна превысить три лари.

Государство должно вмешаться

Однако, по каким бы причинам ни падал лари, и бизнес, и часть аналитиков ждет от правительства и Национального банка принятия соответствующих мер.

На обесценивание национальной валюты уже откликнулся председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе.

"Думаю, со стороны государства должно быть запланировано применение надлежащих инструментов, и это тот момент, когда вмешательство желательно. Естественно, эти обоснованные, запланированные интервенции будут произведены, и государство использует свои инструменты", - отметил председатель парламента.

Национальная валюта с начала года обесценилась уже на 19%. Если в конце 2018 года обменный курс лари в отношении одного доллара США составлял 2,44, то сегодняшний показатель уже достиг 2,90.

Sputnik-georgia.ru