Политика
Новая избирательная система – козырь оппозиции в борьбе с «Грузинской мечтой» (Заза Кобиашвили – специально для ГРУЗИНФОРМ)

     Голосования в Парламенте нашей страны часто сопровождаются скандалами и внутриполитической борьбой. В последнее время эта борьба перешла практически в открытое противостояние между «Грузинской мечтой» и парламентской оппозицией. Оппозиционные силы никак не хотят мириться с безграничной, по их мнению, властью в руках Бидзины Иванишвили и его соратников, поэтому выходят на многочисленные акции протеста и бойкотируют принятие конституционных поправок, введение которых сами требовали от действующей власти! Собственно говоря, конституционные изменения стали своего рода уникальным инструментом шантажа, который до недавнего времени заставлял «Грузинскую мечту» идти на уступки.

   Процесс введения поправок в выборный процесс имеет весьма длинную историю и берет свое начало с «гавриловской ночи». Тогда, наряду с антиправительственными лозунгами, протестующие потребовали изменения избирательной системы Грузии. Воспользовавшись ситуацией, оппозиционное движение стало раскручивать тему модернизации парламентских выборов, выходя на многочисленные протесты и пикеты. Действующая власть вынуждена была пойти на уступки и 24 июня 2019 года, на фоне протестных выступлений пообещала провести реформы в избирательный процесс. В частности, «Грузинская мечта» согласилась снизить проходной барьер для партий с 5 % до 3 % и перейти полностью на пропорциональную избирательную систему к 2024 году. Однако оппозицию это не устроило, и протесты продолжились с новой силой. Достичь соглашения удалось лишь 8 марта 2020 года при посредничестве представителей США и Евросоюза. Процесс принятия поправок был отложен из-за пандемии коронавируса.

Около месяца назад, 21 июня, состоялось голосование в первом чтении по поправкам в избирательную систему. 136 депутатов проголосовали «за», 5 членов «Единого национального движения» (ЕНД) бойкотировали выборный процесс.

23 июня, во время голосования во втором чтении к демаршу ЕНД присоединилась «Европейская Грузия». Из присутствующих на плебисците свои голоса «за» отдали 115 депутатов.

29 июня ситуация достигла своего апогея. Состоялось голосование в окончательном - третьем чтении. И результат оказался на грани. «За» проголосовали 117 депутатов, при повторном бойкоте ЕНД и «Европейской Грузии». Если хотя бы 5 голосов было «против», поправки провалились бы во второй раз! В итоге на выборах 31 октября 2020 года 120 депутатов будут выбраны по пропорциональной системе, а 30 – по мажоритарной. Также для партий будет снижен избирательный порог – с 5 % до 1 %.

   В целом цель оппозиции - недвусмысленна. Она старается всеми силами вставить палки в колеса «Грузинской мечте». Теперь партии миллиардера Иванишвили придется бороться не только с объединенной оппозицией, но и с множеством других политических объединений, которые из-за низкого избирательного порога заберут места у действующей партии власти.

   Можно предположить, что оппозиция нанесет два удара по ГМ: первый будет заключаться в уменьшении количества мест в парламенте сторонников Иванишвили за счет небольших политических движений, схожих по программе с партией власти, но с которыми нельзя будет создать полноценную коалицию. Второй удар будет нанесен объединенной парламентской коалицией оппозиционных партий, которая, если в целом не составит абсолютное большинство, будет являться серьезным политическим конкурентом.

   Отдельно хочется остановиться на поведении оппозиционных сил во время принятия поправок. Постоянно выступая за модернизацию избирательной системы и обвиняя «Грузинскую мечту» в нежелании действовать в этом направлении, они наотрез отказались участвовать в голосовании, мотивируя это наличием в стране «политических заключенных» (дело Георгия Руруа). Но после того, как голосование все-таки состоялось и поправки были приняты, ЕНД стало заявлять о своей победе в этом вопросе.

   Конечно, принятая избирательная система может ослабить позиции партии власти на предстоящих парламентских выборах. И по факту это победа оппозиционных сил. Они добились принятия того, чего хотели. Но остается открытым вопрос, какими методами действовала оппозиция? Прикрываясь бравурными лозунгами, оппозиционные силы довольно часто прибегали к политическому шантажу, а финальный итог преподнесли как свою собственную победу. Велик риск, что люди, которым присуще такое поведение, подобным образом могут отнестись и к обещаниям, данным перед избирателями. Впереди - парламентские выборы, страсти накаляются, и только время покажет - какая политическая сила одержит победу на выборах.