Политика
Парламентские выборы могут вернуть Саакашвили в Грузию — Гулбаат Рцхиладзе

 Грузия, 11 сентября, ГРУЗИНФОРМ. Михаил Саакашвили в очередной раз пообещал вернуться в Грузию в качестве премьер-министра – всего на два года для того, чтобы «поставить страну на ноги», но никак не прокомментировал, когда и как он собирается приезжать в Грузию физически. Его возвращение зависит от хода, а скорее от результата парламентских выборов.

7 сентября партия бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД), доминирующая в оппозиционной коалиции «Сила в единстве», выдвинула своего лидера в качестве кандидата в премьер-министры Грузии. В конце августа Саакашвили в видеообращении заявил, что скоро вернётся в страну. Парламентские выборы в государстве состоятся 31 октября, но в своём выступлении политик не уточнил, собирается он вернуться ещё до даты выборов или уже после, когда будут объявлены результаты голосования. Между тем от момента возвращения Саакашвили зависит и его судьба, и судьба всей грузинской политической системы.

Напомним: в Грузии против него возбуждено уголовное дело, в рамках которого ему вменяется превышение президентских полномочий и заказ физической расправы над задевшим его самолюбие в газетном интервью депутатом Валерием Гелашвили. Экс-президенту грозит реальный тюремный срок. Министр юстиции Теа Цулукиани уже уточнила:

«Мы, конечно, приветствуем, если он [Саакашвили] найдёт силы и прибудет в Грузию. Его, несомненно, на границе ждёт процедура задержания и, конечно же, грузинская тюрьма».

То есть если Саакашвили приедет накануне выборов, то его ждёт суд. Если же он хочет избежать такой судьбы, то должен дождаться итогов выборов и проигрыша – в чём он уверен – правящей партии «Грузинская мечта». Тогда новый парламент с его сторонниками устранит юридические препятствия для свободного возвращения бывшего президента и будущего премьера страны.

В то же время возвращение Саакашвили в Грузию накануне выборов было бы для него политически выгодно и выигрышно. О «мужестве» экс-президента будут говорить не только его фанатичные сторонники, но и более воздержанные избиратели. Это создаст скандальный фон, и вряд ли после такого удастся провести выборы спокойно. Нагнетание ситуации, повышение политической температуры – однозначно в интересах либеральной оппозиции.

Что важнее, ситуацию усугубит поддержка из США, которую Саакашвили всё ещё имеет, и за последние два года она только усилилась. Главный редактор агентства «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили отмечал, что американские конгрессмены и сенаторы, военные и аналитики, советники и помощники руководителей Госдепа уже больше года яро критикуют нынешнюю власть Грузии, «обвиняя её в предательстве демократии и стратегических интересов США в пользу интересов России»: «Они строго предупреждают, что если новый парламент Грузии не будет более многопартийным (то есть если «Грузинская мечта» посмеет опять выиграть выборы и сформировать в парламенте большинство), они признают их недействительными и повторят в Грузии белорусский сценарий».

Недовольные действиями грузинских властей, не потерпевших наглого поведения американской нефтяной компании Frontera и не принявших откровенно кабальные условия по финансированию нового порта в Анаклии (там просматриваются интересы достаточно влиятельных американских групп), американские конгрессмены и сенаторы, создавшие негативный имидж «Грузинской мечте» и её лидеру – «русскому олигарху Иванишвили», в случе суда над Саакашвили получат дополнительные доказательства ухудшения ситуации с демократией в Грузии – ведь там в тюрьму сажают неугодных политиков.

Сам же Саакашвили говорил: «В отличие от Иванишвили, я никогда не сажал в тюрьму политических лидеров». И, как ни странно, это правда – при Саакашвили под репрессии подпадали все, кроме первых лиц оппозиционных партий. Не вставал вопрос об аресте, допустим, Нино Бурджанадзе или братьев Гачечиладзе – его прямых конкурентов. Зато сажали, избивали, пытали политиков второго ряда, не говоря уже о простых гражданах, недовольных режимом. Тем самым власти всё равно добивались желаемых для себя результатов, делая оппозицию менее дееспособной. Но на это Западу легче закрывать глаза.

Когда же при Иванишвили в тюрьме побывали министр внутренних дел Вано Мерабишвили, мэр Тбилиси Гиги Угулава, министр обороны Ираклий Окруашвили, а второй министр обороны предыдущего правительства Бачо Ахалая всё ещё сидит, это уже хороший повод для критики «недемократичности» (спрашивать о том, что, может быть, они сидят по всем статьям закона, никто не будет).

Теперь представьте себе, что к числу арестованных добавится сам бывший президент, – реакция на Западе будет сильной, и за Саакашвили вступятся не только конгрессмены и сенаторы.

Но Саакашвили не только не герой, он далёк от простой человеческой смелости. Российским читателям вспоминается разжёванный галстук, а грузинским чаще – асфальт, на который он упал в Гори в 2008 году, услышав шум российского самолёта и оставив на произвол судьбы высокого гостя – министра иностранных дел Франции.

Именно поэтому ему комфортнее оставаться на Украине, а своих сторонников кормить пустыми обещаниями. Саакашвили заявляет о своём возвращении далеко не первый раз, и теперь ему мало кто верит, а политические оппоненты отпускают язвительные комментарии.

Если бы не эта черта характера Саакашвили, то «Грузинской мечте» было бы гораздо сложнее, но экс-президент своим поведением оправдывает наличие этой бесформенной, бюрократичной, почти никем не уважаемой в стране партии в качестве правящей. Ведь как только начинаешь сильно критиковать «Мечту», сразу возникает контраргумент: «А вы хотите, чтобы вернулся Саакашвили?» А этого не хочет ни бизнес, который при нём обдирали, арестовывали владельцев успешных компаний и переоформляли доли (Именно так разбогатели и стали мультимиллионерами беглый министр обороны Давид Кезерашвили и генпрокурор Зураб Адеишвили. Кстати, оба по сей день исправно финансируют нужды партии Саакашвили ЕНД.), ни множество других граждан, без причин побывавших в тюрьмах, ни тем более политические заключённые при его режиме.

Саакашвили здесь не помогут его заверения в том, что он извлёк урок из прошлых своих ошибок. А на сожаления он не скупится и хочет казаться народу монахом, настроенным на покаяние и духовное совершенствование, служение своим ближним: «Конечно же, ошибки были, и были очень тяжёлые ошибки, но Бог свидетель, что я хотел самого лучшего для моего народа. Я хотел, чтобы мой народ жил лучше, намного богаче… И всё-таки по прошествии лет я хочу принести всем публичные извинения за те ошибки, которые допустил из-за того, что я не сделал до конца».

Тем не менее, если после выборов оппозиция в Грузии начнёт доминировать, Саакашвили могут просто приказать прилететь страну, да и он сам тоже воодушевится и потеряет былой страх. О том, что существует опасность возвращения, на днях писал Арно Хидирбегишвили.

У бывшего президента есть богатый опыт организации госпереворотов в Грузии и на Украине («революция роз», «оранжевая революция», Евромайдан), а также хорошие учителя из лагерей «Отпора» и покойный Зураб Жвания.

Ещё один фактор – самая многочисленная в Грузии бывшая правящая оппозиционная партия «Единое национальное движение», пишет Хидирбегишвили, «со своим преданным электоратом (около 750 тысяч избирателей) и со своей телекомпанией “Мтавари архи” плюс много партий-сателлитов и грузинских СМИ, купленных Саакашвили оптом и врознь по дешёвке».

Также поддержку Саакашвили могут оказать сотрудники силовых структур, действующие и в запасе, сделавшие карьеру во время его правления и являющиеся его преданными соратниками, отмечает журналист: «Это более трёх тысяч опытных боевиков – бойцов “Грузинского легиона”, воевавшего в Донбассе, а также группы убийц в погонах – печальной известности так называемые “зондеркоманды Саакашвили”, осуществлявшие все его преступные поручения по пыткам и убийствам в Грузии».

По какому сценарию пройдёт возвращение Саакашвили в политику – будет ясно меньше чем через месяц, когда Грузия сделает свой выбор.

Источник: Octagon.Media