Три грузинские наблюдательские организации заявляют, что представленное правящей партией соглашение, с которым согласились несколько оппозиционных партий, не сможет обеспечить проведение справедливых и свободных выборов и «искоренение существующих в избирательной среде недостатков».
Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ), «Международная прозрачность – Грузия» и «Международное общество за справедливые выборы и демократию» в опубликованных совместных соображениях заявляют, что несмотря на то, что предложенные изменения содержат определенные позитивные инициативы, их «недостаточно».
В связи с избирательной системой, эти три организации заявляют, что инициативу об увеличении количества членов парламента вместо 150 до 190 нужно выносить на референдум, и без этого принятие любой конституционной поправки будет нарушением Органического закона «О референдуме», который гласит, что принятое на референдуме решение может быть изменено только тем же путем.«Не понятно, почему участвующие в соглашении партии заранее обещают то, что является вопросом, который должен решаться населением Грузии непосредственно путем референдума», - говорится в заявлении.
Однако подписавшие соглашение партии заявляют, что референдум 2003 года, по решению которого число депутатов парламента было определено на уровне 150 человек, был неконституционным, и соответственно, принятие нового решения не нуждается в проведении нового референдума.
В то же время, наблюдательские организации подчеркивают, что представленные по избирательной системе предложения не смогут урегулировать ту проблему, которая связана с пропорциональностью полученных партией голосов с количеством мандатов, которые она получит в Парламенте.
Данные три организации тут же приветствуют идею создания рабочей группы по спискам избирателей, которая приступит к работе значительно раньше до выборов. Однако они отмечают, что данная комиссия «не сможет обеспечить окончательное искоренение проблем, связанных со списками избирателей».
«Мы считаем, что в первую очередь, должно быть определено одно ведомство, ответственное за составление списков избирателей, и должно быть обеспечено соответствие друг с другом всех баз данных, участвующих в формировании списков избирателей», - отмечается в заявлении.
Наблюдательские организации также заявляют, что для предотвращения использования административных ресурсов, создание предусмотренного в соглашении Межведомственного координационного совета является «недостаточным механизмом», а механизм медиа-мониторинга, который предусмотрен и в действующем Избирательном кодексе, не представляет собой новацию, которая «фундаментально изменила бы проблемы, связанные с освещением тематики выборов в СМИ».
Три организации заявляют, что они не согласны с инициативой удвоения объемов допустимых пожертвований для физических лиц до 60 тысяч лари и для юридических лиц до 200 тысяч лари. Наблюдатели призывают к созданию независимого органа, которому будет поручен мониторинг финансирования партий и их предвыборной кампании.
Неправительственные организации приветствуют инициативу увеличения сроков для рассмотрения избирательных споров от 2 до 4 дней, однако заявляют, что данного изменения не достаточно для решения проблем, связанных с избирательными спорами, так как существующие в законодательстве нормы являются «туманными и предоставляют возможность для разнообразной интерпретации».
«Предложенный документ не отвечает системно на такое вопросы, как укомплектование избирательной администрации, ограничение использования административных ресурсов, усовершенствование системы финансирования политических партий, создание механизмов финансового мониторинга и т.д.», - говорится в заявлении.
Три организации заявляют, что готовы подключиться к «разработке законодательных изменений, необходимых для реального улучшения» избирательной среды, для чего «необходимо продолжить дискуссию».
«Условие о том, что кроме представленных вопросов соглашения по другим вопросам не будет, неприемлемо», - говорится в заявлении.
Правящая партия заявила, что в отраженные в соглашении пункты являются максимумом, на что можно было согласиться, и теперь начнется следующий этап их отражения в законодательстве.