Грузия, 29 марта, ГРУЗИНФОРМ. Очередной, 52-й раунд Женевских международных дискуссий прошел 25-26 марта.
В заявлении по итогам 52-го раунда Женевских переговоров МИД Грузии отметил, что одной из основных тем обсуждения было «обострение ситуации с безопасностью и гуманитарной ситуацией на оккупированных территориях Грузии на фоне пандемии коронавируса (COVID-19), активизация со стороны России процесса де-факто аннексии и вопрос об освобождении незаконно задержанных граждан Грузии».
По сообщению МИД Грузии, на переговорах строго был поставлен вопрос «активизации процесса де-факто аннексии» оккупированных территорий Грузии в контексте «утверждения «Программы создания общего социально-экономического пространства между Российской Федерацией и Абхазским регионом» и рассмотрения президентом России вопроса о создании т.н. союзного государства с оккупационным режимом Сухуми».
Грузинские участники «подробно рассказали» о провокациях Москвы, в том числе об активизации процесса т.н. бордеризации, возведении колючей проволоки и искусственных заграждений, а также о фактах незаконного задержания и похищения населения, проживающего вблизи с линией оккупации.
«Значительное внимание было уделено растущей милитаризации и регулярным военным учениям в регионах Грузии Абхазии и Цхинвальском регионе, продолжению ползучей оккупации в районе села Чорчана, а также усилению Россией инструментов гибридной войны для дестабилизации в стране», — заявил МИД Грузии.
Значительная часть переговоров была посвящена «тяжелым гуманитарным и социально-экономическим последствиям» ограничения свободного передвижения на линии оккупации. «Были отмечены фатальные последствия задержки медицинской эвакуации и подчеркнута необходимость неограниченного доступа к медицинской помощи для людей, проживающих на оккупированных территориях», — говорится в заявлении МИД. Участники из Грузии также подняли вопрос об ограничении российским оккупационным режимом в Цхинвали свободного передвижения Тамар Меаракишвили, гражданской активистки, проживающей в Ахалгори.
Речь шла также об этнической дискриминации грузин, оставшихся на оккупированных территориях, тяжелых последствиях запрета обучения на их родном грузинском языке и острой необходимости защиты основных прав и свобод местного населения. «Грузинская делегация сосредоточила внимание на активизации усилий по изоляции и русификации Абхазии и Цхинвальского региона от остальной Грузии», — говорится в сообщении министерства.
Грузинская делегация вновь подняла вопрос о необходимости исполнения правосудия по делам об убийствах Давида Башарули, Гиги Отхозория и Арчила Татунашвили. «Синдром безнаказанности за убийства способствует этническому насилию и преступности», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Грузии.
Что касается «безопасного и достойного возвращения ВПЛ и беженцев в свои дома» на оккупированных территориях, грузинская сторона заявила, что, несмотря на усилия грузинской делегации «обсудить гуманитарный вопрос без политизации, Российская Федерация и представители оккупационных режимов по-прежнему попытались воспользоваться этим фундаментальным вопросом для политических манипуляций и в ходе дискуссии по-прежнему покинули стол переговоров».
Согласно той же информации, грузинская делегация подробно затронула решение Европейского суда по правам человека в отношении августовской войны 2008 года, которое установило, что Россия осуществляет эффективный контроль и оккупацию регионов Грузии — Абхазии и Цхинвальского региона Грузии и возложило ответственность на Российскую Федерацию за нарушения прав человека во время августовской войны 2008 года и в последующий период оккупации.
В МИД России заявили, что «обеспечение прочной и надежной безопасности на Южном Кавказе» невозможно «невозможно без заключения юридически обязывающего соглашения о неприменении силы» между Тбилиси, с одной стороны, и Сухуми, и Цхинвали. По его заявлению, этот документ стал бы «весомым вкладом в создание стабильной и безопасной обстановки в приграничье и в регионе в целом».
«Императивность такого документа продиктована в том числе возросшей военно-политической активностью США и НАТО в Закавказье, включая планы форсированной интеграции Грузии в Организацию Североатлантического договора», — говорится в заявлении МИД России.
Отметив, что участники оценили ситуацию на разделительных линиях как контролируемую, Москва, Сухуми и Цхинвали подчеркнули, что напряженность между двумя регионами и остальной частью Грузии может быть уменьшена путем «делимитации границ».
Делегации из России и оккупированных регионов также сосредоточили внимание на «антироссийской риторике Тбилиси» и «попытках изолировать» Сухуми и Цхинвали, отметив, что такой подход «препятствует формированию конструктивной атмосферы» на переговорах в Женеве.
«Речь, в частности, идет о ежегодно вносимой Грузией на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН политизированной резолюции по временно перемещенным лицам и беженцам», — заявил МИД России, добавив, что «представители Абхазии и Южной Осетии по-прежнему лишены права представить в Нью-Йорке свою точку зрения по данной проблематике».
Участники из Сухуми заявили, что «основное внимание было сосредоточено на выработке и согласовании совместного документа о международных гарантиях неприменения силы», и что они предложили «новую версию текста», на что грузинская сторона вновь ответила отказом.
Участники из Сухуми выразили «серьезную озабоченность в связи с углублением военно-технического сотрудничества Грузии с США и НАТО», подчеркнув, что «продолжающееся наращивание военного потенциала Грузии может привести к непредсказуемым последствиям и способно спровоцировать новую эскалацию напряженности в регионе». Абхазская сторона, со своей стороны, подтвердила намерение продолжить военно-техническое сотрудничество с Москвой.
По заявлению Сухуми, «всеми участниками встречи была выражена единодушная поддержка необходимости принятия совместных шагов по разблокированию работы механизма предотвращения и реагирования на инциденты (МПРИ)» в городе Гали.
Представители Цхинвали также подчеркнули необходимость подписания соглашения о неприменении силы, которое, по их словам, обеспечит «долгосрочные гарантии безопасности» со стороны Тбилиси. Цхинвальская делегация в очередной раз выразила озабоченность по поводу блокпоста Чорчана-Цнелиси.
Механизм предотвращения и реагирования на инциденты был создан в рамках Женевских международных переговоров и направлен на обсуждение вопросов безопасности в двух регионах с участием представителей Грузии, оккупированных Абхазии и Цхинвальского региона, а также российских пограничников на местах.
Сопредседатели Женевских международных дискуссий опубликовали коммюнике, в котором говорится, что «участники обсудили ряд вопросов, включая случаи задержания, пропавших без вести лиц, свободы передвижения и ситуацию с безопасностью на определенных территориях».
Согласно заявлению, участники описали ситуацию с безопасностью на местах как «относительно спокойную и стабильную».
Сопредседатели отметили, что стороны обсудили возможности принятия совместных мер по смягчению воздействия пандемии на «гуманитарную и социально-экономическую ситуацию».
В заявлении также говорится, что «дискуссия по важному вопросу о ВПЛ и беженцах не состоялась», поскольку «некоторые участники покинули встречу».
Выразив озабоченность проблемами в связи со свободой передвижения, сопредседатели приветствовали смягчение правил перемещения через пункт пересечения на реке Ингури, что позволяет определенным слоям населения, включая пожилых людей, пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, переходить на контролируемую Тбилиси территорию и возвращаться обратно.
Сопредседатели приветствовали возобновление встреч МПРИ в Эргнети и подчеркнули необходимость возобновления подобных встреч в Гали.
Civil.ge