Политика
МУС: вместо установления правды – спасение режима Саакашвили и стравливание народов? – Роман Габашвили для ГРУЗИНФОРМ

 Грузия, 2 июля, ГРУЗИНФОРМ. Кто не слышал о деятельности Международного уголовного суда (МУС). А это на минуточку первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности.

Безусловно радует то, что Грузия еще с 2003 года является участником этой организации и как оказалось не зря. 13 октября 2015 года прокурор МУС Фату Бенсуда запросила у Палаты предварительного производства санкцию на возбуждение расследования преступлений, совершенных во время августовского конфликта 2008 года между вооруженными силами Грузии, России и югоосетинскими ополченцами. Но фактически активные действия сотрудников МУС стали видны лишь в 2020 году и расследование начало сдвигаться с мертвой точки. Все мы откровенно ждали честного, беспристрастного расследования международных юристов с одной лишь целью – докопаться до правды и указать на виновных вне зависимости от их национальности и гражданства. Для Грузии особенно важно получить юридические механизмы международного преследования экс-президента Саакашвили и его окружения, развязавших военные действия на грузинской же земле. Эти преступники, как известно, не просто свободно разгуливают по городам Украины, Австрии, Израиля, Греции и других стран мира, но еще и продолжают финансировать и поощрять деструктивные силы внутри Грузии с целью раскачать нашу страну.

Стоит отметить, что МУС пока так и не предпринял попыток, провести следственные действия на территории России в соответствии с местным законодательством. Проведение следственных мероприятий должно осуществляться в соответствии с правилами должного процессуального оформления, чего сделано не было. По имеющейся международной практике для ведения следственных действий на территории другого государства органы страны или международной организации, ведущей следствие, должны направлять специальные официальные запросы о правовой помощи в соответствующие органы государства, на территории которого необходимо провести процессуальные действия. В России это предусмотрено УПК РФ ст. 453 «Направление запроса о правовой помощи». Представители МУС прекрасно знают об этом и всё же стараются проводить встречи с гражданами России на территории третьих стран (как правило страны Прибалтики или Молдова).

Непосредственно в ходе интервью сотрудники МУС без интереса воспринимают информацию, если она касается преступлений режима М. Саакашвили в ходе конфликта, одновременно соглашаясь на «компенсацию» свидетельских показаний, если они направлены против России. Налицо отсутствие вариативного подхода в угоду одной из сторон конфликта.

Всё это даёт повод предполагать, что МУС используется как механизм укрепления политических позиций Саакашвили с одной стороны и как дополнительный серьезный раздражитель в и без того сложных проблемах, существующих между Грузией и Россией. И это происходит в условиях предвыборной борьбы, когда на кону не просто места в муниципальных органах власти, но и будущий вектор развития Грузии.

Да, действительно, война - это ужасно. Здесь нет плохих или хороших, ведь погибали чьи-то отцы, матеря, дети как с одной, так и с другой стороны.   Прошло уже более 12 лет, но по-прежнему тяжело пережить горечь утраты. Без сомнения, приложены определенные усилия с обеих сторон, которые направлены на разрядку. Проводится множество круглых столов, конференций с участием органов государственной власти, НПО, общественных деятелей. Что же делает МУС? Стравливание народов – это то, что в первую очередь приходит на ум.

Последние события в Нагорном Карабахе показали, как легко замороженные конфликты, особенно имеющие межэтническую подоплеку, могут вернуться в горячую фазу. В случае конфликта в Шида Картли неаккуратный, грубый подход может негативно отразиться на и так по объективным причинам натянутых отношениях между грузинским и осетинским народами, между Грузией и Россией. Это не борьба за справедливость, это настоящий розжиг межэтнического конфликта – именно этого и ждёт «великий патриот» Саакашвили.