Политика
Доклад Human Rights Watch по Гальскому району

Hrw_logoСамовольное ущемление властями Абхазии прав этнических грузин, проживающих в Гальском районе, «не дает многим возможности полноценного возвращения, оставляя их в подвешенной ситуации», - говорится в докладе Human Rights Watch, который был опубликован 15 июля.

В 71-страничном докладе документированы беспокойства грузинского населения Гальского района с точки зрения соблюдения прав человека, в том числе речь идет о «дискриминационной» системе использования гражданских и политических прав, а также об ограничении права на свободу перемещения и доступности образования на грузинском языке.

«Большинство опрошенных нами грузинских жителей Гальского района говорили об остром ощущении беззащитности перед похищением за выкуп, грабежом, разбоем и вымогательством и другими преступлениями», - говорится в докладе, который основывается на материалах свыше ста интервью с жителями, взятых непосредственно в Гальском районе и на грузинской стороне, а также с представителями абхазских властей и сотрудниками работающих в Абхазии межправительственных и неправительственных международных организаций.

Около 45 000 или 47 000 грузин, как полагают, вернулись в Гальский район стихийно. В докладе отмечается, что нет надежной системы регистрации репатриантов.

Перемещение через административную границу важно для многих грузин Гальского района – они проживают в сепаратистском регионе, но часто ходят в гости к родственникам, пользуются установленными властями Грузии социальными льготами, получают медицинское обслуживание и ходят в школы на другую сторону административной границы, в основном, в Гальский район.

«Однако после августа 2008 года абхазские власти ужесточили приграничный режим, упразднив три из четырех пунктов пропуска и введя требование на специальное разрешение для тех, у кого нет абхазского паспорта», - отмечается в докладе.

Желающие получить специальное разрешение для пересечения границы, должны пойти в город Гали, что для проживающих в селах района людей является дорогим трудоемким процессом, и отнимает много времени. В докладе приведен пример, согласно которому, если житель села Пирвели Отобая, которое расположено в менее чем в двух километрах от административной границы, хочет получить такое разрешение, ему нужно будет проехать 28 километров до Гали, на что уйдет 2 часа времени из-за плохого состояния дороги.

Разрешение стоит 100 рублей (около 3,5 доллара США), но на самом деле, любой человек, кто желает пересечь административную границу, должен заплатить в два раза больше в виде взятки, - говорится в докладе. Если необходимые документы просрочены, то для пересечения административной границы через мост на реке Ингури объем взятки может быть увеличен до 35 долларов США – именно мост через реку Ингури считается властями Абхазии единственным «легальным» КПП.

«Абхазские пограничники и сами порой предлагают за взятку провести их мимо российских патрулей», - говорится в докладе.

Власти Абхазии заявляют, что ограничения на передвижения являются временной мерой и после того, как российские пограничники завершат обустройство инфраструктуры, «будет действовать пять официальных пунктов пропуска».

По заявлению Human Rights Watch, «также ограничено» получение грузинского образования проживающими в Гальском районе грузинами.

«Возможность получения образования на грузинском языке была одним из главных вопросов для большинства опрошенных нами жителей Гальского района, во многом определявшим их выбор за или против окончательного возвращения», - говорится в докладе.

Согласно докладу, в Верхней зоне Гальского района грузинский язык постепенно был заменен русским. Однако несколько школ продолжают обучение на грузинском языке неофициально, но тогда, когда их проверяют местные власти.

«В таких школах ведутся два журнала: на русском и на грузинском, однако это чревато для учителей и директоров дисциплинарными последствиями вплоть до увольнения», - отмечается в докладе организации.

Одиннадцать школ в нижней зоне Гальского района продолжают обучение на грузинском языке, что разрешено местными органами власти, главным образом потому, что у них нет ресурсов, чтобы обеспечить эти школы русскоязычными учителями. Но их будущий статус, как грузиноязычных школ, остается неопределенным.

«Учителя и родители опасаются, что по мере выделения абхазскими властями дополнительных ресурсов на повсеместное внедрение русского языка в гальских школах, преподавание на грузинском может вообще прекратиться», - говорится в докладе.

В докладе Human Rights Watch также отмечается, что, хотя абхазские власти подчеркивают, что они не заставят никого получить абхазское гражданство, но они ввели такую систему, при которой необходимо получение абхазского паспорта, чтобы пользоваться определенными правами».

 

ГРУЗИНФОРМ