Завершение Карабахского конфликта не только спасло жизни азербайджанским и армянским военным - потенциальным жертвам бесконечной и бессмысленной войны, а положило начало процессу по преобразованию Южного Кавказа в остров стабильности и процветания.
Вслед за Россией – главным посредником между Арменией и Азербайджаном, разместившей в Нагорном Карабахе миротворческий контингент, в роли посредника пробует себя Грузия, премьер-министром которой после 5-летнего перерыва вернулся Ираклий Гарибашвили. Благодаря активному посредничеству Гарибашвили Азербайджан в июне с.г. передал Армении 15 военнопленных, получив взамен карту минирования района боевых действий. Сейчас Гарибашвили, после встреч с главами Турции, Азербайджана, Армении и при их согласии, выполняет роль посредника в открытии Сюникского коридора (также называют Зангезурским и Мегринским), который свяжет западные районы Азербайджана с Нахичеванской автономией.
На первой встрече с новыми подчиненными министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе пошутил: «Мне придется трудно на фоне авторитета Андрея Андреевича (Громыко - ред.) По сравнению с ним, крейсером внешней политики, я всего лишь лодка. Но с мотором!». Грузия – тоже «маленькая лодка» на Чёрном море, но как посредник на Южном Кавказе имеет перед Россией одно эксклюзивное преимущество. Оно не только в том, что Грузия – транспортный хаб, граничащий со всеми странами региона – Азербайджаном, Арменией, Россией и Турцией; и даже не в том, что в Грузии компактно проживают сотни тысяч азербайджанцев и армян. Статус-кво Российской Федерации - члена ОДКБ и ЕАЭС, куда входит Армения - не позволяет Москве быть столь гибким посредником, как Тбилиси, несмотря на стратегическое партнёрство с Азербайджаном и Турцией.
Предвижу логичный вопрос: «Позвольте, но почему грузинский премьер заинтересован в открытии Сюникского коридора? После 2008 года Грузия отделена от Абхазии и Цхинвальского региона границей, а в 2011 году Саакашвили согласился на вступление России в ВТО, «не уточнив», что граница Грузии проходит по Рокскому тоннелю и реке Псоу. В случае открытия Сюникского коридора транзитная функция Грузии ещё больше снизится: после разблокировки автомобильных и железнодорожных коридоров, связывающие Азербайджан, через Сюникский район Армении, с Нахичеванью и Турцией; Армению, через тот же Сюникскй район, с Ираном и Россией, а в дальнейшем - с Турцией; а Россию, через Азербайджан и Иран – с Арменией и Турцией, Грузия перестанет быть единственным коридором, связывающим Армению – с Россией, а Азербайджан – с Турцией. Это касается и энергетические коридоров, разве не так?»
Отвечаю: не беспокойтесь, господа, Грузия не потеряет преимуществ от своего геостратегического расположения - роль коммуникационного логистического хаба, соединяющего Восток – с Западом, Север – с Югом и Азию – с Европой, если, к тому же, разблокирует транспортные коридоры из России, через Абхазию и Цхинвальский регион, в Армению, Турцию, Азербайджан, и оттуда – в Иран. А пока мнение Москвы и Тбилиси по поводу грузинской границы не совпадает, пусть эти коридоры мониторит посредник – частная швейцарская компания SGS, как предусматривает Соглашение 2011 года. Вот тогда альтернативный грузинский маршрут будет гораздо более удобным и дешёвым, чем через Азербайджан - Армению – Нахичевань, причём – для всех и в обеих направлениях. Дороги сближают народы, дороги через Сухуми и Цхинвали – это дорога грузин к абхазам и осетинам и наоборот. Кратно увеличится поток российских туристов в Грузию по этим, удобным для россиян, маршрутам, а также резко возрастёт экспорт грузинской продукции на российский рынок. Кроме вышеперечисленных транспортных коридоров, учтите преимущества новой дороги, связывающей Россию и Грузию: Шатили - Итум-Кали - Грозный (Чечня), которую, в отличии от маршрута Казбеги – Верхний Ларс - Владикавказ, можно использовать круглогодично.
Премьер Гарибашвили, конечно же, руководствуется не только экономическими интересами – он надеется, что посредническая роль Грузии между Арменией, Азербайджаном и Турцией окажется очень успешной и они, в качестве ответного жеста, станут посредниками в урегулировании территориальных проблем Грузии с Абхазией и Южной Осетией. А пока Грузия и Россия – посредники между Азербайджаном, Турцией и Армений, активизация коммуникаций между ними, вдобавок к существующим (по линии торговли, борьбы с преступностью, энергетики и др.), неизбежна.
Урегулирование последних конфликтов в регионе вызовет недовольство западных партнёров, потому что сделает Грузию экономически и политически независимой. Сегодня Грузии впору определиться - какую региональную концепцию она выбирает: «Концепцию региональной черноморской безопасности», которая умерла, так и не родившись, или «Кавказскую платформу». Совмещать оба тренда не получится.
А что Грузия, собственно, теряет, отказавшись от «Концепции региональной черноморской безопасности»? Во вступлении в НАТО и ЕС Грузии и Украине отказано, как минимум, на ближайшие 10, а будет ли к тому времени НАТО? Англосексы - США, Великобритания и Австралия, втайне от президента Франции, создали новый военный альянс AUKUS. Разгневанная Франция отозвала посла из США и Австралии, которая, из-за вступления в AUKUS, разорвала контракт на 66 млрд долларов с Францией на строительство 12 ударных подводных лодок. ЕС выразил Франции солидарность, а руководство Евросоюза заявило о необходимости создания европейских Вооружённых сил с целью независимости от НАТО и США. Так что, до независимости Грузии дела в скором времени никому уже не будет.
Вот почему в преддверии выборов в Грузии Азербайджан и Армения открыто выражают поддержку партии власти и надёжному посреднику - премьеру Гарибашвили. Возвращение в грузинскую власть дискредитированного Саакашвили, или даже создание коалиционного правительства с ранее уже побывавшими во власти ненадёжными оппозиционными партиями, нежелательно для всех соседей Грузии.
Главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Арно Хидирбегишвили
22 сентября 2021 года
Грузия, Тбилиси