Общество
Грузия: телекомпании Саакашвили отныне не смогут безнаказанно оскорблять граждан, желающих дружбы с Россией

 Грузия, 14 сентября, ГРУЗИНФОРМ. Депутаты от «Грузинской мечты» внесли в парламент законопроект о внесении изменений в закон «О вещании». Среди прочих изменений в сферу регулирования попадает аспект работы СМИ, который ныне является частью саморегулирования.

В частности, законопроект предусматривает внесение в закон понятия «право на ответ».

С внесенными изменениями «заинтересованное лицо, законным интересам которого был нанесен ущерб в результате передачи недостоверных фактов в программе вещателя, имеет право на ответ».

Законопроект позволяет заинтересованному лицу «потребовать от соответствующего вещателя исправления или опровержения ошибочного факта, содержащегося в первоначальном сообщении, в соразмерных формах и средствах» в течение 10 дней с момента сообщения об этом факте.

В случае невозможности решения вопроса на уровне вещателя «отказ вещателя исправить или опровергнуть ошибочный факт в надлежащей форме может быть обжалован в Комиссии [по коммуникациям] или в суде».

В настоящее время средства массовой информации практически не регулируются, и законодательство в значительной степени защищает свободу выражения мнений.

Если заинтересованное лицо считает, что вещатель сообщил ложный факт, он может обжаловать это в орган саморегулирования вещателя, а затем в апелляционный орган того же механизма саморегулирования. На этом процесс заканчивается.

Если речь идет о клевете, то есть «высказывании, содержащем ложный по сути факт и причиняющем ущерб лицу и порочащем его имя», лицо вправе обратиться в суд и вести гражданско-правовой спор со СМИ.

Авторы законопроекта поясняют, что изменения стали необходимы в соответствии с главой 9 Европейской директивы (2010/13/EU), которая является частью Соглашения об ассоциации между Грузией и ЕС.

В этой директиве Европейского парламента и Совета, которая касается согласования положений, предусмотренных применимым законодательством государств-членов «относительно предоставления аудиовизуальных медиауслуг», написано:

«В соответствии с гражданским, административным или уголовным законодательством, без ущерба для других положений, принятых государствами-членами Европейского Союза, любое физическое или юридическое лицо, независимо от его национальности, чьи законные интересы, в частности, репутация и имя, которому был нанесен ущерб в результате утверждения искаженных фактов в телевизионных программах, должен иметь право на ответ или на применение эквивалентных средств правовой защиты.

Мотивированный ответ должен быть представлен в разумный срок, в соответствующее время и в соответствующей форме, как и программа, содержащая заявление» (глава IX, статья 28.1).

В конце 2018 года Комиссия по коммуникациям внесла в Парламент Грузии законопроект, который также, хотя и несколько иначе, предусматривал возможность обжалования решения апелляционного органа саморегулируемого механизма в комиссии, а затем в суде.

Упомянутая инициатива вызвала негативную реакцию телерадиовещателей и правозащитников, а также вопросы о «цензуре», после чего эти изменения не были реализованы.

Авторы законопроекта теперь пишут, что приведение законодательства Грузии в соответствие с названной директивой является «обязательством по Соглашению об ассоциации» и необходимым условием полноценного участия Грузии в программе Евросоюза «Креативная Европа» (2021-2027).

В прошлом, когда речь шла о переводе вопросов саморегулирования в сферу регулирования, позиция защитников прав СМИ была однозначной и они утверждали, что это неприемлемо.

Защитники прав СМИ часто отмечают, что правительство и связанные с ним субъекты время от времени пытаются ограничить правовой статус СМИ.

Например, 4 ноября 2021 года Гиорги Гачечиладзе («Уцноби») обратился в парламент с просьбой разработать поправки в закон «О вещании», чтобы «исключить клевету со стороны журналистов».

Как сообщает сайт парламента, и авторами, и инициаторами законопроекта являются депутаты от «Грузинской мечты»:

Давид Сонгулашвили;

Эка Сепашвили;

Бежан Цакадзе;

Иско Дасен;

Гела Самхараули;

Леван Мгалоблишвили;

Гиорги Амилахвари;

Байя Квициани;

Иракли Мезурнишвили;

Кетеван Думбадзе;

Бека Одишария.