Грузия, 24 ноября, ГРУЗИНФОРМ. Группа экспертов Совета Европы по противодействию насилию в отношении женщин и домашнему насилию (GREVIO) 22 ноября опубликовала базовой оценочный отчет выполнения Грузией Стамбульской конвенции.
Конвенция Совета Европы о борьбе и предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия (так называемая «Стамбульская конвенция») направлена на предотвращение насилия в отношении женщин и домашнего насилия. Грузия ратифицировала Конвенцию в 2017 году, и этот документ является первым отчетом экспертной группы после ратификации Конвенции Грузией. GREVIO является независимым органом по мониторингу соблюдения прав человека, ответственным за контроль за выполнением Конвенции.
Отчет приветствует усилия властей Грузии по укреплению прав женщин посредством принятия нового законодательства и политики, таких как План действий на 2018–2020 годы по борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием и по защите жертв (пострадавших). Кроме того, считается, что закон Грузии о предотвращении насилия в отношении женщин и насилия в семье создает прочную основу для реализации Стамбульской конвенции.
В отчете отмечается, что были приняты дополнительные законодательные меры для соблюдения Стамбульской конвенции. Эти меры включают в себя изменения в Законе о насилии в семье, а также внесение в Уголовный кодекс новых преступлений, таких как принудительный брак, калечащие операции на женских половых органах и принудительная стерилизация.
Приветствуя усилия властей Грузии по улучшению гендерного равенства и прав женщин путем улучшения институциональной и политической базы, GREVIO отмечает, что существуют более широкие социальные проблемы, связанные с гендерными нормами, которые также необходимо решать.
В этом контексте в отчете подчеркивается, что роли мужчин и женщин формируются с раннего возраста, когда женщины больше внимания уделяют материнству и домашнему хозяйству. В документе говорится, что это является препятствием с точки зрения достижения гендерного равенства в Грузии.
GREVIO акцентирует внимание на необходимости увеличения финансирования мер реагирования на насилие в отношении женщин, включая психологическую поддержку. Это также включает в себя увеличение финансирования организаций гражданского общества и других организаций занимающихся правами женщин, а также государственных служб, занимающихся этими вопросами.
В документе также говорится об отсутствии полноценной медицинской и судебно-медицинской помощи жертвам изнасилования и насилия, а также об отсутствии приютов для жертв домашнего насилия. В то же время для борьбы с установками, убеждениями и практикой, препятствующими эффективному реагированию на насилие в семье, в докладе отмечается необходимость проведения тренингов для сотрудников правоохранительных органов.
Согласно отчету, следует направить больше усилий на женщин, которые подвергаются интерсекционной дискриминации, включая не только женщин с ограниченными возможностями, лесбиянок, бисексуальных, трансгендерных и интерсексуальных женщин, но и женщин, принадлежащих к этническим меньшинствам. Это включает в себя повышение осведомленности этих групп об их правах и доступных услугах, а также предоставление финансовой поддержки исследованиям, посвященным этим группам.
Кроме того, необходимы некоторые законодательные изменения, в том числе более четкое определение изнасилования в Уголовном кодексе Грузии в соответствии с определением из Стамбульской конвенции, основанным на договоренности.
В этом контексте в отчете содержится призыв к более активному участию неправительственных организаций на всех этапах подготовки, согласования и реализации законов, государственной политики и программ по предотвращению насилия в отношении женщин.
В документе также подчеркивается необходимость борьбы с существующими гендерными стереотипами и их пропагандой в СМИ. Согласно отчету, необходимо поощрять частный сектор к введению стандартов саморегулирования для предотвращения насилия в отношении женщин, особенно сексуальных домогательств.
GREVIO призывает национальные власти перевести отчет на официальный язык, чтобы его можно было широко распространить не только среди государственных учреждений всех уровней, но и среди неправительственных организаций и других общественных организаций, работающих в сфере борьбы с насилием в отношении женщин.