ПУБЛИКАЦИИ
Гриша Ониани: «Если даже вся Грузия выступит, Саакашвили не уступит власть!»

stalinВ гостях у Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» - председатель Международного общества "Сталин" Григол (Гриша) Ониани.

- Господин Гриша, чем Вы занимаетесь сейчас?

- Я - председатель Международного общества "Сталин". Это - общественная организация и у нее нет никакой политической нагрузки. Мы исследуем жизнь И.В.Сталина и посвящённые ему публикации - как низкопробные, так и высокого качества.

- Вы - сын известного своим мужеством уголка Грузии – Сванети. Как Вы воспринимаете то, что эта власть осуществляет в Грузии хотя бы с точки зрения грузинских традиций? Они в Сванети выкопали останки предков семьи Апрасидзе и бросили мешок с костями перед правлением… Ни одна власть не наносила грузинскому человеку такого оскорбления!

- Самым большим ненавистником Коммунистической партии и Сталина был Зиновьев. Но даже он говорил, что ни в одной эпохе не было никого, подобного интеллигенции 30-х годов, которая свергла фашизм, и никто не сможет обойти стороной это поколение. Мы, наверное, тоже принадлежим к поколению, которое разрушило нашу веру, принципы и свободу. Несмотря на преклонный возраст и отсутствие страха (я, как будто, ничего особенного из себя не представляю…), я все же ограничен. Не могу себе представить, как может быть свободным человек, который представляет собой что-то, особенно во власти. Я никогда никого не боялся, несмотря на то, что был ужасный контроль. За мной стояла какая-та сила, которая придавала мне бодрость. Наверное, в то время это были Кремль и Москва. Тогда угнетенный был уверен, а угнетатель боялся, что кто-то может написать и об этом узнает Сталин!

- Вы хотели сказать, что несмотря на то, что нам рассказывают об эпохе Сталина – аресты, расстрелы и т.д. - даже тогда можно было найти справедливость и законность? Раз мы коснулись темы Сталина, скажу - наша власть почти в круглосуточном режиме ругает Сталина. Я - тоже из семьи репрессированных, но сегодня вижу, что Сталин боролся с тем вредительством, которое эта власть совершает по отношению к Грузии, с тем "безнациональным космополитизмом", который они внедряют. Сталин не пытался отнять у своего народа этническую идентичность.

- В 1946 году Сталин пригласил в гости в Сухуми группу грузинских актеров – Хорава, Багашвили и других. В частной беседе он сказал им: "Дела маленьких наций совсем плохи, но наш долг - продлить существование этих маленьких наций насколько сможем". Мы видим, как трудно в сегодняшнем мире завоевывают власть, а потом как ее сохраняют. Власть очень трудно уступить. В той же Сирии, он предпочитает погибнуть на поле боя, чем быть судимым, как диктатор.

- Политика нашей власти ничем не отличается от методов большевиков-троцкистов – аресты, доносы, борьба с православием… Почему они не замечают «бревна» в своем глазу?!

- Рычаги управления государством – это единый механизм, будь то коммунисты, националы, лейбористы, демократы или республиканцы. Сталина однажды спросили: являются ли репрессии единственным механизмом управления государством? "Одним из механизмов, но не единственным", - ответил он. Разумеется, я не исключаю, что ошибки, к тому же – серьезные, допускаются и сегодня. Даже уравновешенный Сталин ошибался. Невозможно, чтобы человек во время своего правления не допустил ошибку. Но целенаправленно совершенная ошибка гораздо тяжелее, чем неосознанная. Так преднамеренное убийство отличается от непреднамеренного. Если ты сознательно промываешь мозги обществу, чтобы лишить его национального характера, гена, - это сознательный шаг. Но, скажем, такое событие, как освобождение Робико из театра я не считаю сознательной ошибкой. Сказал ему - "Ах ты, армянин!", и разозлился человек. Такое может и со мной случиться. Я - уроженец Сванети и горжусь этим, но если скажешь мне – "Ах ты, сван!", приму за оскорбление, потому что в этом случае, говоря так, выходит, что ты меня унижаешь.

- Никто не говорил - "Ах ты, армянин". В интервью для ИА ГРУЗИНФОРМ, корреспондентом которого являюсь, я спросила: «Неужели можно так не любить свой собственный народ?», на что господин Робико ответил: «Он -  армянин, что тут поделаешь?» Потом я продолжаю: «Пусть будет армянин. Пусть будет Шушаником – ноги ему станем целовать!», после чего Роберт Стуруа спрашивает: «И что, он обращается со страной, как это делала Шушаник?» Что обидного в том, что мы хотим видеть президентом своей страны грузина?! За это можно было снять Стуруа? Роберт Стуруа не подлизывался к ним, поэтому они давно искали причину, чтобы отделаться от него и нашли, но опозорили себя на весь мир...

- Я - не национал и не сторонник или поклонник Миши, но глупцы не могут сохранять власть столько времени. Ни один император не смог бы долго защищать себя от народа, настроенного против него, как сейчас против Миши.

- У Саакашвили очень хорошие советники…

- Вы знаете, сколько человек стучались в дверь Америки? В том числе - Шеварднадзе. Но эта дверь никогда так широко не открывалась. Для этого ведь тоже нужен талант?! Или сколько людей стучались в дверь Кремля, - никого не пустили. Поэтому, если мы зацепимся за мнение, что он по-настоящему глуп, будет неправильно. Глупец не может сохранить власть и ещё нажить имущество! Я однажды написал, хотя не опубликовал: когда нас призывали – если нас будет много и мы выступим, Миша уйдет. Выступили и так, и этак, но он не ушел. Трусы покидают корабль, когда власть погибает. Гитлер ведь мог сбросить бомбу на Кремль? Но Сталин не ушел оттуда. Вот также и этот человек. Не думайте – если даже вся Грузия выступит, Саакашвили не уступит власть!

- Это ясно, но вы сравниваете Саакашвили со Сталиным. Когда бои шли на подступах Москвы, Сталин в почти пустом городе ходил пешком и без охраны, чтобы подбодрить людей. А Саакашвили при звуке самолета в Гори бросил гостя и убежал!..

- Я очень уважаю Михаила Хергиани. Он для меня самый выдающийся среди сванов. Я - его земляк, но даже с третьего этажа боюсь смотреть вниз. Он тоже боится, что бомба упадет на него…Если ты не пойдешь за человеком в бой, с рыцарской точки зрения это можно считать недостатком. Но если боишься бомбы, почему это считают преступлением? Он ведь тоже человек! Допустим, мы докажем, что он - трус. Боится бомбы, смерти – ну и что стоит за этим?! Мы хотим, чтобы он был Ираклием Вторым? Он - не Ираклий Второй!..

- Хотим, господин Гриша. Грузин хочет и Ираклия, и Георгия Саакадзе, и Давида Агмашенебели. Это исторически было так, и Сталина по сей день любят за его бесстрашие.

- Саакашвили - обыкновенный смертный. Допустим, случится так, что Миша уйдет. У него есть возможность читать лекции в каком-нибудь университете. Но куда пойдут те, кто называет геройством поведение Миши в Гори? Да, он испугался, что тут такого? Но когда Циклаури оправдывает его тем, что это самая удобная форма, или когда Херхеулидзе беззубо его защищает, меня дрожь пробирает! Куда собираются уйти вот эти?! Кто их примет?!

- Эта та категория, которая найдет подход и к будущей власти...

- Прямота, человечность и гуманность – это термины изъяты из управления государством. Этого не было ни у Сталина, ни у Черчилля, нет и у него. Но вот когда мы критикуем его по поводу окон, менять окна на фасадах запрещалось и во времена коммунистов! Если мы будем критиковать его из-за такой мелочи, он уже не станет слушать критику по делу. Или дороги – ведь они лучше тех, что были раньше?! А если испортятся, снова проложат!

- А Вы, оказывается, большой поклонник Саакашвили и он Вам очень нравится!

- Я скажу о том, что мне действительно не нравится и люди поверят мне больше, чем если я буду постоянно обо всём подряд говорить, чтоничего не нравится! Говорить нужно о том, что уродуют наших детей, неправильно воспитывают наших внуков, лишают нас национальности, вмешиваются в наше сознание…

- Батоно Гриша, вы владеете английским и компьютером? Смотрите фильмы с субтитрами?

- (Смеется) Да нет, какой компьютер…И ни один титр не смог прочитать до конца, все пытаюсь разобраться, - что там происходит? Я уже не смогу выучить английский, но чем плох мой грузинский? Америка заботится, чтобы я учил английский, поскорее хоронил усопших, не горевал и ходил голым, но у них же есть люди там, в Латинской Америке, почему так не переживают за них, почему не вносят эту культуру туда?! Нашей нации три тысячи лет, почему нас учат культуре?

- Потому, что у нас не должно быть культуры больше, чем у них…

- Вы думаете, Саакашвили сам придумал то, что делает? Он - хороший исполнитель. Хрущев тоже был прекрасным исполнителем, скрупулезно выполнял поручения Сталина, но когда сам пришел к власти, оказался неспособен мыслить самостоятельно. Пока его хозяин хочет, чтобы Саакашвили был у власти, он никуда не уйдет.

- Между прочим, Саакашвили поступает с людьми так же, как Хрущев. Почему наши молодые парни по прихоти власти должны гибнуть в Ираке и Афганистане, чтобы угодить Америке?

- По этому поводу у меня есть свое соображение. Бойцов, погибших во Второй мировой войне, "оплевывают" и объявляют чуть ли не изменниками, потому что они якобы стояли рядом со Сталиным… Почему ругают того, кто уничтожил в его же бункере человека, сгубившего всю Европу и шесть миллионов евреев?!

- Потому, что Сталин, сначала во времена Троцкого, а потом - Гитлера помешал внедрению "нового мирового порядка, глобализации и космополитизма", что планировали сделать большевики-троцкисты из России. Этого ему до сих пор не могут простить и ставят чуть ли не в один ранг с Гитлером.

- В Кутаиси этого Авалиани похоронили с почестями. Царство ему небесное, но зачем взорвали Мемориал моего брата, который боролся с теми, кто бросал бомбы на Сванети? Чем лучше могила того, кто воевал в Афганистане, могилы моего брата, который воевал за Сванети?!

- Беда в том, что людей, защищавших родину в Великой Отечественной Войне, Саакашвили воспринимает, как участников «русской войны», а грузин, погибших из-за интересов американской политики – борцами за Грузию! Убрали два памятника - Агмашенебели, Сталина, и в Авлабарском сквере ставят четыре статуи "Мимино". Разве это - не позор?

- Вот это и должно заботить грузинский народ, а не то, что Саакашвили боится! Разве слепому надо говорить, что он слеп? Полмиллиона людей пришло к его дверям с призывом уйти в отставку, но он не испугался! Значит, есть какой-то фактор…

- У Саакашвили - два глаза, но он все равно не видит, что вокруг него происходит. Не слышит двумя ушами то, что не хочет слышать. Я - женщина, но даже я не хочу трусливого главнокомандующего!

- Сейчас - другая эпоха. Он - не Саакадзе, чтоб вскочить на лошадь и повести за собой войско. Он - Саакашвили, а не Саакадзе!

- Если это другая эпоха и он - не Саакадзе, то должен же президент понимать это и не вовлекать страну в бессмысленную провокацию, не делать того, что Саакашвили сделал августовской войной, дабы угодить Америке и потерял территории?!

- В том то и дело! За это и надо с него спрашивать, а не за что-то другое. Хочу прочитать Вам начатое мной письмо: "Патриарх спросил меня: являлся ли мне когда-нибудь Сталин? Я сказал, что не знаю, что это значит... Тогда он спросил - не видел ли я Сталина во сне? Я ответил, что да, и рассказал Патриарху свой сон. Он сказал, что это и есть Явление!..

У каждого человека, хочет он того или нет, есть свой идол. Некоторые красиво его пакуют, другие не могут этого. Кому-то является ангел, кому-то дьявол... Пусть века определят, кто был с Богом, а кто - с дьяволом. Я - грузинский человек, которого друзья не смогли переделать. Таких в  Грузии - большинство, а тех, кто пытается переделать – единицы.

Сталин тоже хотел переделать грузин, но не смог. Моя сознательная жизнь прошла через многие бури, начиная от Караяза (Гардабани) до Кизлари. Гордость любимого Сванети, поддержка и верность друзей всегда были со мной. За всю историю существования человечества ни в одной стране не было поколения, сравнимого с поколением 30-х годов 20-го века. Поколение, которое создало шедевры мировой литературы и искусства. Я являюсь следующим поколением. Наше поколение закончило эпоху романтизма, героики, патриотизма, любви и дружбы. Начинается эпоха прагматизма, отчуждения, формирования планетарного бога и человека. Молодежь, какие бы идеи она не несла, все равно побеждает – это, наверно, естественно. Новая эпоха рождает новых людей и приспосабливает их к существующему времени и пространству. Наш долг – лишь молиться за них…

Беседовала Бая Амашукели

ИА ГРУЗИНФОРМ