Грузия, 14 марта, ГРУЗИНФОРМ. Новоизбранный народный защитник Леван Иоселиани 13 марта провел свою первую пресс-конференцию, на которой рассказал об акциях протеста, которые проходили перед зданием Парламента 7-9 марта против законопроекта об «агентах иностранного влияния».
Омбудсмен подчеркнул, что свобода мирных собраний гарантируется Конституцией Грузии и что акты словесной или физической агрессии или насилия со стороны отдельных лиц или небольшой группы лиц не аннулируют свободу собраний людей, которые продолжают вести себя мирно. По его словам, любое вмешательство должно быть направлено на «ответ на насильственные действия конкретных лиц, а не на разгон всего собрания».
Народный защитник отметил, что даже во время объявления со стороны МВД предупреждения в вечерние часы 7 марта акция носила мирный характер и оснований для ее прекращения и применения к ней силы не было.
Он также отметил, что, несмотря на это, правоохранители начали применять против участников собрания, в том числе мирных демонстрантов, спецсредства, что «противоречит нормам необходимого и соразмерного вмешательства в право». Народный защитник не уточнил, какие «спецсредства» применяли правоохранители, хотя, по распространенной информации, для разгона митинга они применили водометы, перцовый спрей и слезоточивый газ.
«Насильственные действия, предпринятые частью участников собрания, послужили основанием для необоснованного прекращения митинга 8 марта с применением силы со стороны правоохранителей», – сказал Иоселиани, – «После того, как некоторые из участников митинга начали повреждать здание со стороны заднего входа в Парламент Грузии, разбивая окна, полиция предприняла соответствующие действия, хотя указанное применение силы продолжалось совершенно нелегитимным образом в отношении мирных демонстрантов, стоящих перед зданием Парламента Грузии».
«Также следует отметить, что в обоих случаях, а особенно после первого применения силы в ночь на 8 марта, ситуация несколько раз обострялась, против собравшихся на месте людей неоднократно применялись спецсредства, в том числе в то время, когда такой необходимости не было», – сказал народный защитник. По его словам, со стороны правоохранителей имели место целенаправленные воздействия в области лица демонстрантов, что «однозначно представляет собой преступное деяние».
Иоселиани заявил, что «СМИ распространили несколько видеоматериалов, в которых непосредственно видны факты грубого физического насилия над гражданами».
Народный защитник также отметил, что представители СМИ пострадали в результате мер, примененных правоохранителями, когда «в ходе акции законодательство ставит их под особую защиту».
«В то же время до прекращения собрания и параллельно с ним правоохранители активно прибегали к практике массовых задержаний участников в административном порядке», — сказал Иоселиани, добавив, что в ряде случаев такая мера не являлась мерой по предотвращению текущего правонарушения.
По словам народного защитника, 7-9 марта он и представители Аппарата омбудсмена посетили 96 задержанных. Они указывали на жестокие формы задержания и в некоторых случаях на телесные повреждения. «В случае нескольких задержанных по их желанию и с их согласия Аппарат народного защитника немедленно обратился в Специальную следственную службу для начала расследования», — сказал Иоселиани.
По словам народного защитника, особого внимания заслуживает дело Зураба Джапаридзе, лидера партии «Гирчи – больше свободы». По словам свидетелей, несколько сотрудников МВД учинили ему физическую расправу, избивали руками, ногами и дубинками, в результате чего Джапаридзе получил множественные травмы в области головы, шеи и запястья.
Кроме того, многие обращались в Аппарат народного защитника по поводу того, что они или адвокаты не могут найти их задержанных родственников, а МВД не предоставило информацию о местах их размещения.
Народный защитник призвал следственные органы провести эффективное расследование фактов применения несоразмерной силы, а также нанесения повреждений представителям СМИ.