Тбилиси, 2 сентября, ГРУЗИНФОРМ. Отправленная в 2006 году в Вашингтон из Посольства США в Тбилиси дипломатическая телеграмма показывает, что суть российско-грузинских переговоров по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) существенно не изменилась в течение последних пяти лет.
Джон Тэффт, который в то время занимал должность посла США в Грузии, сообщал Вашингтону, что предложение Тбилиси заключалось в том, чтобы «пограничный мониторинг, осуществляемый в Приднестровье Евросоюзом, стал бы моделью для выхода из российско-грузинского тупика».
Грузия вновь требует установления механизма международного мониторинга на пограничных КПП вдоль границ территорий сепаратистских регионов с Россией, и желательно, если мониторинг будет осуществлять ЕС; В то же время, Тбилиси желает наладить обмен информацией о грузообороте – комбинация этих двух компонентов, по заявлению властей Грузии, обеспечит прозрачность неконтролируемых в настоящее время ею границ сепаратистской Абхазии и Южной Осетии.
Грузия и Россия возобновили переговоры по вопросу о вступлении России в ВТО в марте 2001 года при посредничестве Швейцарии; Следующая встреча планируется в сентябре.
«В связи с пограничными КПП Грузия решила твердо стоять на своей позиции. В напряженных отношениях со своим огромным северным соседом это единственный рычаг Грузии и грузины призваны использовать его, чтобы установить определенный контроль над незаконным перемещением и оборотом грузов, высокообогащенного урана, фальшивых долларов США, оружия и людей, что, по существующим соображениям, имеет место через конфликтные регионы», - писал Джон Тэффт в телеграмме в мае 2006 года.
«Любой выход, который может быть приемлем для Грузии, будет неприемлем для абхазов и югоосетин, которых поддерживает Россия», - пишет бывший посол и отмечает, что Грузия «избегает политизации вопроса».
По его словам, несмотря на то, что России еще предстояли многосторонние переговоры по вопросу о вступлении в ВТО, «сопротивление Грузии остается единственным препятствием на пути ее принятия (России в ВТО)».