Грузия, 25 октября, ГРУЗИНФОРМ. Центр социальной справедливости оценил новые поправки к «Закону о вещании» и пришел к выводу, что передача дополнительных полномочий Комиссии по коммуникациям создает повышенный риск ограничения свободы выражения, вмешательства в свободу критических СМИ и их наказания.
19 октября Парламент Грузии принял спорные поправки к Закону «О вещании», которые еще больше расширяют полномочия Комиссии по коммуникациям. Изменение касается порядка обжалования решения органа саморегулирования относительно распространения программ и рекламы, содержащих язык ненависти и призывы к терроризму. Новые изменения «значительно расширяют объем дискреционных полномочий, передаваемых регулирующей комиссии», – заявляют в организации.
Согласно предыдущей редакции Закона «О вещании», реагировать на нарушение запрета на распространение программ и рекламы, содержащих язык ненависти и призывы к терроризму, можно только в рамках механизма саморегулирования вещателя. Кроме того, не допускается обжалование решений, принятых саморегулированием, в суд, комиссию или иной административный орган.
В результате изменений в законодательстве заинтересованное лицо сможет обжаловать решение органа саморегулирования вещателя в комиссии, что существенно расширяет права комиссии.
Также следует отметить новую форму регулирования непристойности, контроль которой вместо механизма саморегулирования вещателя переходит непосредственно в ведение комиссии.
По заявлению организации, согласно измененному законодательству, «оценка правомерности решений, принимаемых органом саморегулирования вещателя, переданы в полномочия комиссии».
«Таким образом, согласно измененному законодательству, в компетенцию комиссии была определена оценка легитимности решений, принимаемых органом саморегулирования вещателя относительно освещения передачи, содержащей язык ненависти, призывы к терроризму и непристойную лексику. Соответственно, с внесением изменений в закон механизм саморегулирования был лишен исключительного мандата на рассмотрение и оценку этих вопросов, тем самым существенно увеличив свободу действий комиссии, таким образом, с учетом поправок в закон, регулирующая комиссия будет иметь возможность контролировать СМИ в соответствии со своим видением и использовать механизм санкций в конкретных случаях», — заявил Центр социальной справедливости.
Критический анализ Совета Европы
В организации отмечают, что Генеральный директорат по правам человека и верховенству закона Совета Европы представил критический анализ действующего закона перед внесением изменений в Закон «О вещании». В анализе отмечается, что «ряд определений Закона О вещании не соответствуют стандартам Евросоюза и Совета Европы. Кроме того, некоторые положения вероятно нарушают свободу выражения мнения, предусмотренную статьей 10 Европейской конвенции по правам человека».
Независимость Национальной комиссии по коммуникациям
В рамках возросшей компетенции Национальной комиссии по коммуникациям вопрос ее независимости заслуживает особого внимания. В соответствии с критериями, предусмотренными Директивой Европейского Союза 2010/13/EU об аудиовизуальных и медиа-услугах, а также стандартами Совета Европы, закон должен обеспечивать независимость национального регулирующего органа таким образом, чтобы политические процессы не могли иметь возможность повлиять на его решения.
Запись в законе о порядке отбора членов комиссии непрозрачна. Поскольку большинство парламентских мандатов принадлежит правящей партии, это означает, что все члены выдвигаются, а затем выбираются правящей партией, что ставит под сомнение независимость органа от правящей партии, – заявили в Центре социальной справедливости.
Проблема определения понятий «язык вражды» и «непристойность»
Несмотря на то, что Директива 2010/13/ЕС считает целесообразным бороться с языком ненависти посредством совместного регулирования или законодательного регулирования, важно иметь четкое определение содержания языка ненависти, чтобы избежать рисков политического давления, – отмечает организация. По ее заявлению, «по данным Совета Европы, на основе интервью, проведенных для подготовки экспертных заключений, термин «язык ненависти» широко используется в Грузии для обозначения критических или оскорбительных комментариев».
Кроме того, Международный комитет против расовой дискриминации (OHCHR), Комитет ООН по правам человека и ECRI отмечают, что предсказуемость действия закона необходима для предотвращения его использования в качестве репрессивной меры для подавления законной политической критики.
«Заявления ненависти обычно основаны на характеристиках, связанных с уязвимыми группами, или имеют личностные характеристики. В этом случае высказывание может нарушать другую статью закона или кодекса поведения, но его не следует считать языком ненависти», – заявляют в организации, добавляя, что «Европейский суд по правам человека определил, что критические комментарии и высказывания, выражающие спорные взгляды не являются разжиганием ненависти».
Определение и использование термина «непристойность» также проблематично. По мнению Совета Европы, «непристойные программы не следует запрещать, их следует разрешать показывать только тогда, когда дети, скорее всего, их не увидят». Соответственно, «новые изменения, которые позволяют регулирующей комиссии произвольно регулировать освещение «непристойных программ и рекламы», являются проблематичными», – говорится в оценке.
Заключение
По оценке Центра социальной справедливости, внесенные 19 октября в Закон «О вещании» поправки, расширяющие особым образом полномочия Национальной комиссии по вмешательству в содержание программ вещателей, повышают опасность о введении контроля и цензуры в отношении СМИ в Грузии. Организация выражает обеспокоенность тем, что Парламент Грузии принял проблемные поправки к Закону О вещании в такой спешке, что даже не завершил процесс консультаций с гражданским обществом.
Пункт 7 рекомендаций Еврокомиссии из 12 пунктов призывает власти Грузии обеспечить свободную, профессиональную, плюралистическую и независимую медиа-среду. Вышеупомянутые изменения в Законе «О вещании», а также поспешно внесенные изменения в Закон «О собраниях и манифестациях», которые расширяют полномочия полиции во время собраний, серьезно ограничат демократическую и плюралистическую среду в стране, – заявляют в организации.
«Эти изменения не соответствуют признанным Конституцией Грузии и международным правом правовым нормам в отношении свободы выражения мнений, а также национальным интересам и духу выполнения 12 рекомендаций Еврокомиссии», – говорится в заключении.
Согласно заключению, за несколько недель до решения Евросоюза о предоставлении статуса кандидата в члены ЕС «принятие законодательных изменений, наносящих серьезный ущерб свободе выражения мнений и собраний, помимо его правовой и социальной критики, не может выдержать критику и его (гео)политической целесообразности и вызывает тревогу».
До этого оспариваемые поправки также подверглись критике со стороны международной правозащитной организации «Репортеры без границ» (RSF), которая призвала Парламент Грузии отозвать закон и начать консультации.