О том, что за переворотом в Абхазии стоит Турция, заговорили сразу после событий ноября минувшего года. Оно и понятно. Абхазия — это 210 км береговой линии Черного моря и великолепный транспортный узел: порты Сухуми, Очамчира и Пицунды, общая граница с Краснодарским краем, Карачаево-Черкесией и так далее. К этой территории, несмотря на то, что Турция де-юре не признала независимость республики и считает ее частью Грузии, османы проявляют неподдельный интерес с конца 1990-х.
На абхазском направлении Анкара работает в меру возможностей, учитывая геополитическую специфику региона. Например, через диаспору. На территории Турции проживает большое число этнических абхазов, которые не только поддерживают связи с республикой, но и имеют на исторической родине ряд определенных преференций. В частности, на получение земли.
К слову, на предстоящих выборах президента Абхазии за пределами республики будут работать лишь три избирательных участка, два — в России и один — в Турции.
В 2015 году появилась информация о заходе в республику турецкой благотворительной организации Sadakatasi, которая сходу начала помогать абхазским сиротам, а уже в 2018 году обнародовала проект абхазской мечети.
Результат проецирования Турцией своих интересов за рубежом через диаспоры, да и в целом возможности экономической экспансии Анкары в регионе хорошо видны на примере грузинской Аджарии. Там турки давно контролируют массу прибыльных предприятий и, по расхожему мнению, доминируют в сферах строительства, транспорта, обслуживания и многих других, повсеместно тесня местное население.
Даже если не уходить в конспирологию и принять на веру тот факт, что «антироссийский» переворот в Абхазии случился без теневого участия Анкары, то возникает вопрос: а какова для страны альтернатива в виде Турции, которая даже независимость Абхазии не признает, да и не собирается этого делать? Даже если Анкара не имеет никакого отношения к перевороту, то в сложившемся в Абхазии положении дел она совершенно точно видит окно возможностей, которые стремится реализовать.
Протурецкие ресурсы вовсю топят за «правильного» кандидата в президенты — ценителя лакшери-отдыха и выпускника колледжа образовательной сети турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена Адгура Ардзинбу. Того самого, на встречах с которым, по любопытному совпадению, звучат угрозы в адрес армянской общины Абхазии.
Вот, например, канал, который вещает на республику и сообщает ее жителям, что Турция очень скоро будет лучшим другом Абхазии. Анкара «пробьет» Зангезурский коридор, «Грузия потеряет свою ценность даже как транзитное государство». Да и вообще Грузия «по факту всецело и полностью является собственностью Турецкой Республики». Все, что нужно сделать Абхазии, так это воссоединиться с уехавшими в ТР братьями, и сад зацветет: «Если Турция зайдет в Абхазию с репатриантами, все будет классно у Абхазии. Репатрианты граждане Турции и ничего грузинам не светит», - пишут авторы.
Здесь же читателю скармливают жесткое противопоставление Турции России. Говорят, что «реальные патриоты Абхазии — протурецкие», а пророссийские жители страны — «конченные паскуды», якобы «документы, которые были захвачены в администрации президента в ходе переворота свидетельствуют о том, что Россия препятствует репатриации, а также не даёт Абхазии свободно общаться с Турцией».
Об Ардзинбе данный ресурс, да и некоторые другие источники с душком турецкой пропаганды высказываются положительно, оперативно реагируя на негатив в его адрес. Как говорится, делайте выводы.