РОССИЯ&ГРУЗИЯ: КТО ПРАВ, КТО ВИНОВАТ? - с августа 2008 года грузинский народ плутал по дебрям грузинской политики в поисках ответа на вопрос – КТО НАЧАЛ ВОЙНУ В АВГУСТЕ 2008 ГОДА? Решения международных судов и Резолюции международных организаций, Заключения международных комиссий и Заявления грузинских политиков противоречат друг другу. И вдруг 17 лет спустя грузинский кинорежиссёр-документалист Гога Хаиндрава за несколько минут произнёс 389 слов, после которых задавать этот вопрос нелепо.
28 марта 2025 года, на заседании Временной следственной Комиссии Парламента Грузии по расследованию преступлений, совершенных действующим с 2003 по 2012 год режимом и должностными лицами режима, Гога (Георгий) Хаиндрава привёл неопровержимое доказательство, что тогда была ПРАВА РОССИЯ. Давшие показания до Хаиндрава военачальники Саакашвили подтвердили, что 7 АВГУСТА 2008 ГОДА, ЗА ПОЛ ЧАСА ДО ПОЛУНОЧИ, ПО ПРИКАЗУ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО МИХАИЛА СААКАШВИЛИ НАЧАЛСЯ АРТОБСТРЕЛ ЦХИНВАЛИ.
Ниже приведу эти 389 слов, произнесённых Хаиндрава, который с 2004 по 2006 год занимал пост госминистра по урегулированию конфликтов, а потом сделаю несколько уточнений и комментариев.
Гога Хаиндрава: «Точно не помню – то ли в конце весны, или в начале лета, Владимир Путин проводит в Москве скачки, куда приглашены для участия все президенты СНГ со своими лошадями. Приглашён и Саакашвили. После событий в Аджарии прошёл месяц-два, недавно случились аджарские события… В делегации – Гела Бежуашвили, Саакашвили с супругой, я, ещё кто-то может и был, не помню, но на те скачки, которые прошли на Московском ипподроме, пригласили Саакашвили с супругой, Гелу Бежуашвили и меня. Был накрыт большой стол, за которым президенты сидели вместе, а за маленькими столами сидели мы, премьер-министры стран СНГ, секретари Советов безопасности и те, кто сопровождал президентов.
Когда закончились скачки, Путин пригласил президентов, для них был накрыт отдельный стол где-то в здании. Нам отдельно накрыли стол, наверное, столько людей там не помещалось. Было очень интересно, что электрокар - такой маленький, двухместный, которые ездит по полю для гольфа – стоял там у выхода. И когда вышел Путин, он усадил Саакашвили рядом (в гольф-кар), (хотя) там были Алиев, Назарбаев, и другие - фамилии всех не припомню, очень уважаемые президенты...
Приблизительно час-полтора продолжалось застолье. Ипподром – маленький, поэтому наши автомобили туда не въехали, въехали только автомобили президентов. Саакашвили звонит Бежуашвили, который сидит рядом со мной, и говорит – сейчас я выеду на машине, встречайте и садитесь ко мне в машину. Встретили, сели в машину и Бежуашвили спрашивает – ну расскажи, мол, что было (о чём вы говорили с Путиным). «Да что ты (отвечает ему Саакашвили), у нас была сильная встреча!». Говорю вам слово в слово, что сказал Саакашвили в машине: «Путин мне говорит – видишь, как мирно и хорошо решился вопрос Аджарии? Видел же всё?! Поэтому, если мы наладим наши отношения так, как надо, урегулируем и проблему Цхинвальского региона – именно такими отношениями, дружбой! Только хочу тебе сказать, что на это мне потребуется время, приблизительно один год. У меня тоже есть общество, в котором, так сказать, есть разные мнения, и вот так, одно за другим (Цхинвальский регион после Аджарии), я не сделаю».
В машине - тишина… Бежуашвили спрашивает: «Ну и что думаешь?». «Что за один год, где у нас один год! Год нет, это... Я это решу сейчас же, как только вернёмся!», - отвечает Саакашвили. Тогда я понял и решил, что, несмотря на большую борьбу против меня, я не уйду в отставку с этой должности. Вернулся в Тбилиси и вы все хорошо помните события лета 2004 года, когда, практически, мы все оказались перед лицом военного конфликта…».
Арно Хидирбегишвили: Дерби, которые вспоминает Гога Хаиндрава, это были первые Скачки на приз Президента России, которые прошли на Московском ипподроме 3 июля 2004 года в рамках неофициального саммита глав государств СНГ. Это стало возрождением традиции, потому что в Российской империи проводились скачки на Императорский приз. Дерби, как известно, это соревнования между командами одной страны, но я не оговорился: Президент России, пригласив участвовать все страны СНГ, подчеркнул этим, что они являются членами одной семьи - Союза Независимых Государств, а Российская Федерация, как ранее - Российская империя, продолжает играть консолидирующую роль.
Хаиндрава прав – это событие действительно произошло спустя два месяца после событий в Аджарии, если считать их завершением ночь с 5 на 6 мая 2004 года, когда Аслан Абашидзе вместе с сыном покинули Батуми, вылетев с секретарём Совета Безопасности России в Москву. Путин не случайно напомнил Саакашвили про Аджарию – если бы не Президент России, Саакашвили со своими сторонниками никогда бы не смог пересечь границу Автономной Республики, на территории которой, в Батуми, находилась российская военная база, не считая спецназа и других военизированных подразделений аджарских силовых структур.
Итак, 3 июля 2004 года, в Москве, президент РФ Владимир Путин, по свидетельству Георгия Хаиндрава, оказал президенту Грузии Михаилу Саакашвили особые знаки гостеприимства и предложил дружбу и сотрудничество, пообещав помочь решить территориальную проблему Грузии в Цхинвальском регионе, но Саакашвили оказался лжецом и опасным подлецом.
Примечательно, что это была уже вторая встреча Саакашвили с Путиным в Москве в 2004 году - первый раз они встретились 11 февраля 2004 года и это был первый зарубежный визит только что избранного президента Грузии. В начале встречи Президент России поздравил Саакашвили с избранием на пост главы государства. На встрече в Кремле президенты рассмотрели перспективы торгово-экономических отношений, ситуацию с поставками грузинской стороне российских энергоносителей, а также вопросы реструктуризации задолженности Грузии перед Россией. Кроме того, лидеры двух стран подробно обсудили вопросы борьбы с терроризмом и положение на российско-грузинской границе. Силовым структурам России и Грузии тогда были даны поручения о подготовке планов совместной работы - как непосредственно на границе, так и во взаимодействии органов безопасности и внутренних дел. Путин и Саакашвили договорились о возобновлении «сочинского процесса», связанного с трехсторонним сотрудничеством России, Грузии и Абхазии в энергетике, восстановлении железнодорожного сообщения и возвращении беженцев.
Но Саакашвили сорвал все эти договорённости – точно также, как график вывода из Грузии российских военных баз. А 11 марта 2020 года, в интервью ТАСС в рамках проекта «20 вопросов Владимиру Путину», Президент России отметил, что просил тогдашнего грузинского коллегу «ни в коем случае не пытаться решить вопросы Южной Осетии и Абхазии силовым способом», и Саакашвили пообещал этого «никогда не делать», но слов своих так и не сдержал…
В результате 18 июля 2009 года, на шестые по счёту Скачки на приз Президента России, приглашение, кроме президентов постсоветских стран, получили лидеры Абхазии и Южной Осетии - Сергей Багапш и Эдуард Кокойты.
Арно Хидирбегишвили,
генеральный директор и главный редактор Грузинского информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ», директор Центра безопасности, стратегического анализа и информационной политики
31.03.2025
Грузия, Тбилиси