Актуально
Бывший гамгебели общины Тигви Георгий Капанадзе: Мне никто не говорил об эвакуации населения, мы сами помогли себе

 Грузия, 1 апреля, ГРУЗИНФОРМ. «Никто не говорил мне организовать эвакуацию населения, мы сами это придумали. Люди спаслись сами», – заявил бывший глава общины Тигви Георгий Капанадзе на заседании временной следственной комиссии, изучающей деятельность политических должностных лиц режима 2003-2012 годов.

По словам Капанадзе, 9 августа он пригнал школьный автобус в село Авневи, с помощью которого в Карели были перевезены оставшиеся в Нули и Авневи жители. Часть людей покинула села еще 7 августа. Капанадзе отметил, что во время бомбардировки в селе находилось мирное население, были раненые, но никто не погиб при эвакуации.

Он также заявил, что в Нули и Авневи осталось около 50 пожилых людей, которые отказались покидать свои дома, надеясь, что их пощадят, но этого не произошло.

«Четвертая бригада, вышедшая со стороны Авневи, не вошла в Цхинвали – там их уже ждали российские бомбардировщики, и колонна была фактически наполовину уничтожена. Танки вспыхивали так легко, что я и не знал, что они могут так быстро вспыхивать – словно спичечные коробки. Оставшаяся колонна повернула назад в сторону Авневи, раненных и погибших перевозили на легковых машинах. Конечно, не всех смогли забрать – там были траншеи, и, наверное, сами осетины потом просто прикопали тела землей. Вы, наверное, помните, как Патриарх вошел и вывез тела погибших – это были именно те, кто тогда погиб», – сказал Капанадзе.

«Еще раз повторю: никто не говорил мне организовать эвакуацию. Мы сами приняли это решение. Я не хочу, чтобы меня считали героем – люди спаслись сами. Конечно, еще за несколько дней до этого я думал, куда их выводить, искал пути через ущелья, чтобы нас не заметили ночью. Но как только нам предоставили коридор, мы смогли вывезти людей.

8 августа, когда армия ушла, к семи часам вечера в деревне уже не было ни военных, ни миротворцев. Тогда я сказал оставшимся жителям: «Спасайтесь, уходите, если у вас есть возможность».

В селе были и мужчины, и женщины, которым я сначала запретил выходить, но потом сказал: «Уходите, покиньте село».

На тот момент начальником полиции был Вано Даташвили. Я пришел к нему и сказал: «Сними все блокпосты в Нули и Авневи, вывези своих людей». Он ответил: «Я не получал приказа, не могу».

Я сказал ему: «Обвини во всем меня. В первую очередь, убьют вас, военных в форме, никого не пощадят – всех расстреляют. Уходите!»

Тогда они мне поверили и ушли.

Я остался, и 9 августа в Авневи пригнал школьный автобус – всех пожилых людей, кто хотел уехать, мы вывезли в Карели.

В Нули и Авневи осталось около 50 пожилых людей, которые отказались покидать дома, надеясь, что их не тронут. Но когда 11-12 августа начался массовый грабеж, людей убивали – многие погибли тогда.

Во время эвакуации я не потерял ни одного человека. Были раненые, но не было погибших.

Те, кто остался – были убиты 12-го числа и в последующие дни. Никого не пощадили. Кого-то убили прямо в доме, кого-то – из-за коровы.

Например, Шуру Джавахишвили расстреляли из-за коровы, захоронили во дворе собственного дома.

Началось мародерство – заходили какие-то группы, искали золото, утварь, думали, что там что-то спрятано. Выкапывали могилы, выбрасывали тела и просто уходили, даже не закапывая обратно», – заявил Георгий Капанадзе.