ОТ РЕДАКТОРА
Арно Хидирбегишвили: Ось «Тбилиси-Баку» как новая глава в истории региона

    На стыке эпох, когда старые геополитические формулы теряют свою силу, а новые еще не вошли в обиход, звучат голоса, которые не поддаются общей тональности. Они не заглушают, а пронзают - точные, принципиальные, неприемлемо честные для тех, кто привык к управляемому информационному шуму. Один из таких голосов - Арно Хидирбегишвили, генеральный директор и главный редактор информагентства «ГРУЗИНФОРМ», директор Центра безопасности, стратегического анализа и информационной политики.

  Грузия, которую он представляет, не та, что с туристических открыток. Это страна, находящаяся в постоянном поиске равновесия между независимостью и давлением, между партнерством и вмешательством. И голос Хидирбегишвили – это голос аналитика и публициста, журналиста и гражданина, который никогда не теряет главного - связи с корнями, с реальностью и народом. Его агентство «ГРУЗИНФОРМ» - нерв информационной автономии, который не раз становился мишенью, потому что слишком рано говорил правду.

  Когда Южный Кавказ вновь оказался в центре мировой политической перетасовки, когда Запад и Восток играют в старые игры на новой доске, именно такие фигуры, как Хидирбегишвили, становятся индикатором происходящего. Его оценка - всегда не о моменте, а о тенденции, его комментарий – больше, чем мнение, это - диаграмма скрытых движений.

   Мы начинаем это интервью в тот момент, когда Баку и Тбилиси пишут новую главу в истории региона. Это интервью - попытка зафиксировать политические координаты Южного Кавказа в пространстве, где компасами становятся не союзы, а принципы, которые недавно в очередной раз озвучил Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Ось здравого смысла «Баку – Тбилиси», по мнению Хидирбегишвили, может стать ориентиром для многих, в том числе – не региональных государств.

- Господин Арно, в последние годы Азербайджан и Грузия демонстрируют образцовое стратегическое партнёрство, формируя новый геополитический вектор на Южном Кавказе. Как вы оцениваете роль именно этой двусторонней модели сотрудничества в трансформации региона в один из ключевых узлов глобальной логистики и безопасности? Можно ли говорить о новом формате регионального лидерства, исходящего именно из Баку и Тбилиси?

- «Формат регионального лидерства, исходящий из Баку и Тбилиси» создал президент Азербайджана Гейдар Алиев при поддержке своего друга - президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, а президент Ильхам Алиев продолжил дело, начатое отцом. Важнейшая составляющая этого формата – транзит, транзит энергоносителей и транзит грузов. Транзит энергоносителей, как известно, осуществляется трубопроводами (углеводороды) и кабелями (электроэнергия) от прикаспийских стран – Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, транзитом через Грузию и Турцию, в Европу. А транзит грузов от Китая и стран Центральной Азии, транзитом через Азербайджан, Грузию и Турцию, в Европу и в обратном направлении, осуществляется железнодорожным и морским транспортом.

Когда Президент Ильхам Алиев на международном форуме «К новому миропорядку» в университете АДА заявил, что «Азербайджан и Грузия являются друг для друга вратами между двумя морями – Каспийским и Чёрным», он имел в виду именно вышеуказанные транзитные маршруты, которые пролегают в обход территории Российской Федерации, российских трубопроводов и транспортных коммуникаций.

К энергетическим коммуникациям относятся: нефтепровод «Баку-Супса» (WREP, начат и завершён при Гейдаре Алиеве), нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» им. Гейдара Алиева (ВТС, начат при Гейдаре Алиеве и завершён при Ильхаме Алиеве). После введения в эксплуатацию этих нефтепроводов Россия потеряла монополию на эксплуатацию каспийской нефти по своему трубопроводу «Баку – Новороссийск». Также - проложенный параллельно с ВТС газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзурум» (Южно-Кавказский газопровод, начат и завершён при Ильхаме Алиеве); и начатый в 2004 году проект «Black Sea Energy» («Зелёный коридор» - поставка возобновляемый электроэнергии из Азербайджана, транзитом через Грузию, подводным кабелем по дну Чёрного моря, в Румынию и Венгрию).

К транспортным коммуникациям относятся: задуманный как альтернатива «Транссибирской железнодорожный магистрали» транспортный коридор «TRACECA», соединяющий страны Евросоюза со странами Центральной Азии и Китаем через Чёрное и Каспийское моря, через Грузию и Азербайджан. Запланированный по аналогии с «Великим шёлковым путём», проект был начат при Гейдаре Алиеве, но впоследствии естественно «поглощён» выдвинутым Китаем мегапроектом «Один пояс — один путь» - транспортным маршрутом для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу, частью которого стала начатая и завершённая Ильхамом Алиевым железнодорожная дорога «Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Сегодня оба этих проекта практически влились в Транскаспийский международный транспортный коридор «Восток-Запад» (Middle Corridor, «Серединный коридор»), идущий от Китая, через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее, через Чёрное море, в Европу, или из Тбилиси, по БТК, в Турцию, а потом, опять через Чёрное море, в Европу. Добавлю, что учредителями, постоянными и ассоциированными членами «Серединного коридора» являются ведущие компании Азербайджана и Грузии в сфере морских и железнодорожных перевозок.

   Вот так сформировалась «двусторонняя модель сотрудничества» на Южном Кавказе, которая сыграла главную роль «в трансформации региона в один из ключевых узлов глобальной логистики и безопасности», о чём вы меня спросили. Было время, когда англосаксы и думать не смели взрывать трубопроводы, а считали их неприкосновенными, несмотря на войны и госперевороты на территории стран, по которым они проходят. Самым крупным, наряду с ГНКАР, акционером и оператором «Баку-Тбилиси-Джейхан», если не ошибаюсь, по сей день является англосаксонская транснациональная нефтегазовая компания «British Petroleum» (bp). Тоже самое - в случае транспортных коммуникаций, потому что Европа была заинтересована диверсификацией маршрута до Китая минуя Российскую Федерацию.

   Подчеркну, что для Грузии любой совместный с Азербайджаном проект является гарантом безопасности, соответственно, защищён и транзит, будь то энергоносители, или грузы. Хотя теракты и попытки терактов на трубопроводах и высоковольтных линиях во время Карабахского конфликта и после войны в Южной Осетии имели место.

   Да, согласен с Вами – стратегическое партнёрство Азербайджана и Грузии «сформировало новый геополитический вектор на Южном Кавказе», потому что остальные векторы сегодня не работают по известным причинам. Проект «Восточное партнёрство», практически, провалился и Грузия приостановила поступательное движение по вступлению в Евросоюз. Проект «Кавказская платформа 3+3» Президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана запустить не удалось, потому что власть Грузии категорически отказалась садиться за один стол с Россией, «оккупировавшей 20% грузинской территории». Грузия воздерживается от урегулирования отношений с Россией даже через медиаторов, в формате «без галстуков», о чём я рассказал «Бакинскому рабочему» в последнем интервью.

- После парламентских выборов премьер-министр Грузии совершил свой первый официальный визит в Азербайджан, сейчас в Баку - президент Грузии, которой своей первый зарубежный визит тоже совершил в Азербайджан. Насколько символичными и политически значимыми Вы считаете эти шаги, особенно на фоне усиливающегося давления извне и неоднозначной риторики со стороны европейских структур в отношении внутренней политики Тбилиси?

 - Отвечая на Ваш первый вопрос, я перечислил причины, по которым партнёрство с Азербайджаном сегодня остаётся единственным работающим геополитическим направлением для Грузии. Эта реальность крайне не устраивает руководство Евросоюза и ведущие страны ЕС, потому что грузинская власть во многом следует примеру Президента Азербайджана и его команды. Смотрите – несмотря на то, что все транзитные энергетические и транспортные маршруты, идущие из Азербайджана через Грузию, пролегают в обход Российской Федерации, то есть – независимы от России, иностранные агенты в Грузии – помесь радикальных оппозиционных партий и неправительственных организаций, которые уже пятый месяц пытаются устроить госпереворот – называют действующую грузинскую власть, укомплектованную правящей партией «Грузинская мечта», «русской». «Отношение Европейской комиссии к внутренним процессам в Грузии абсолютно неприемлемо. Так ведут себя колонизаторы. Они пытаются рассматривать волю грузинского народа с позиций колониального прошлого. Это абсолютно неприемлемо, и народ Грузии знает, что мы с ними, и правительство Грузии знает. Внутренние проблемы Грузии должны решаться грузинским народом, а не бюрократами из Брюсселя», - заявил Ильхам Алиев 9 апреля на международном форуме «К новому миропорядку» в университете АДА и грузинский народ глубоко благодарен Президенту Азербайджана за слова поддержки.

   Хочу, чтобы ваши читатели знали – вышеуказанная «прозападная грузинская оппозиция» заявляет, что в Азербайджане – «диктаторский режим, который задушил свободу слова, расправился с журналистами и правозащитниками». Недаром Президент Ильхам Алиев в декабре прошлого года заявил в интервью ВГТРК и РИА Новости, что «Грузия немного опоздала с внедрением контроля над финансированием неправительственных организаций и СМИ». С 2012 года, со дня прихода к власти «Грузинской мечты», в публикациях, телевыступлениях и лично, я просил руководителей новой грузинской власти ввести в Грузии такие же регуляции по контролю над «гражданским обществом», какие ввёл Президент Алиев в Азербайджане. И лишь недавно власть Грузии наконец-то приняла Закон о агентах иностранного влияния и другие механизмы контроля над НПО и СМИ, как в Азербайджане. Думаю, что в ответ Баку скоро откроет сухопутную границу с Грузией, закрытую в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. Напомню, что именно через Грузию западные спецслужбы и фонды переправляли иностранным агентам в Азербайджан валюту для госпереворота, потому что перечислять сомнительные гранты прямо в Баку запрещают принятые президентом Алиевым законы, осуществляющие контроль над финансированием «гражданского общества».

- Так называемый "Средний коридор", который Вы уже упомянули, приобрёл новое звучание в европейской политической повестке, однако ЕС делает акцент преимущественно на открытии армяно-азербайджанской и армяно-турецкой границ. Как Вы расцениваете подобный односторонний подход, игнорирующий реальные транспортно-логистические достижения Азербайджана и Грузии? Не скрывается ли за этим попытка переформатировать региональную повестку в интересах третьих сил?

 - Да, это крупная провокация. Риторические вопросы – зачем подруга президента Франции Эммануэля Макрона – экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили - по сей день объявляет себя действующим президентом Грузии, возглавила оппозицию и создаёт европейскую коалицию против Грузии, призывая принять жесточайшие санкции против грузинской власти? Зачем иностранный агент Саломе Зурабишвили – гражданка Франции и полковник французских спецслужб – будучи президентом Грузии, вдруг появились на грузино-азербайджанской границе, у монастырского комплекса Давид Гареджи, и устроила там провокацию, из-за которой по сей день не завершена делимитация грузино-азербайджанской границы?  Почему в регионе Квемо Картли, компактно населённом азербайджанцами, очень много неправительственных организаций, получающих западные гранты, и ещё больше - сторонников прежней власти экс-правящей партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение»? Знаете ли Вы, что до последнего времени в Ереване и Тбилиси распространяли слухи, якобы, Азербайджан, при поддержке Турции и Израиля, готовится захватить Зангезур, чтобы открыть Зангезурский коридор, а потом дойти до Еревана? Бюрократия в Брюсселе и Страсбурге никак не может понять, как благодаря дипломатии Президента Алиева Азербайджан имеет партнёрские отношений с Турцией, Израилем, Ираном, Сирией, Россией и США одновременно.

   И опять не могу не процитировать Президента Алиева на вышеупомянутом Форуме: «Честно говоря, я был удивлен, когда мне сообщили о комментариях президента Европейской комиссии госпожи Урсулы фон дер Ляйен, которые она сделала в Узбекистане на саммите лидеров Центральной Азии с лидерами Европейской комиссии, когда она говорила об открытии границ между Азербайджаном и Арменией и между Арменией и Турцией для содействия Среднему коридору, или, как они называют его в Европе, Глобальным воротам. Это было очень странно, потому что этот коридор существует, и Армения не играет в нем никакой роли. Мы можем понять чувства европейских бюрократов по отношению к Армении, но вы не можете игнорировать карту. И именно мы, Грузия и Азербайджан, создали всю эту инфраструктуру, которая сегодня позволяет Европе взаимодействовать с Центральной Азией».

   На этот счёт замечу, что изначально проект «Баку-Тбилиси-Джейхан» был задуман как трубопровод из Баку напрямую в Джейхан, который, в силу наиболее подходящего географического ландшафта, должен был проходить через Армению. Соответственно, строительство трубопровода обошлось бы дешевле, к тому же, Президент Гейдар Алиев надеялся использовать перспективу перехода трубопровода через Армению в качестве стимула для решения проблемы Нагорного Карабаха. Но официальный Ереван отказался наотрез и Азербайджан в ответ отказал Армении участвовать во всех региональных проектах, лишив доступа на западные рынки через Турцию. В результате каприза армянского руководства Армения потеряла астрономическую прибыль, так как трубопровод Баку - Джейхан построили через Тбилиси, что, конечно, менее рентабельно. Так что «поезд» Армении давно ушёл и сейчас строить «воздушные Глобальные врата» слишком поздно. Посмотрите на странные бекграунды руководителей Армении последних лет и вам всё станет ясно без комментариев, под стать им – армянские дипломаты. Нынешний армянский премьер променял единственного союзника Армении – Россию – на Францию, поэтому он и устраивают ЕС - марионетку всегда можно использовать в колониальных целях! Вот почему европейские руководители вознамерились воздвигнуть «Глобальные ворота» в Армении, игнорируя традиционную транзитную роль и потенциал Грузии.

 - Ваша позиция относительно вмешательства Европейской комиссии во внутренние дела Грузии прозвучала весьма жёстко и принципиально. Считаете ли Вы, что Баку и Тбилиси должны инициировать создание неформального альянса суверенных государств Южного Кавказа, которые совместно будут выстраивать региональную политику без внешнего диктата? И какова, по вашему мнению, роль Армении в этом уравнении, при условии, что она пересмотрит свою конституционную позицию в отношении Азербайджана?

  - Сегодня Армения идёт по пути, с которого Грузия вернулась обратно «несолоно хлебавши», то есть - в Евросоюз. Изменение формата с двухстороннего, о котором Вы спросили в самом начале нашего интервью, на трёхсторонний - с участием Армении, на данном этапе кажется мне нереальным. Идея создания «неформального альянса на Южном Кавказе», этакая «Закфедерации», встретит большие препятствия и в Армении, и в Грузии, где кризис в обществе, чего греха таить, не исчерпан, просто у нас, грузин, всегда всё проходит шумно и напоказ, как шоу. Я не верю, что Армения при нынешней власти пересмотрит свою конституционную позицию в отношении Азербайджана, или просто встанет на путь прагматизма по отношению к России. В Армении остались здравомыслящие, интеллигентные и образованные люди, но пока они, к сожалению, не востребованы.

   Что касается вмешательства ЕС во внутренние дела трёх закавказских республик, здесь важно понять мотив, по которому европейское «вороньё» вьётся над Южным Кавказом. Этот мотив – природные ресурсы, которых у европейцев нет – каспийские углеводороды, грузинская и армянская пресная вода, золото, марганец и много чего другого. С какой стати мы должны платить богатствами нашей земли за европейскую «голубую демократию» и прочие европейские ценности?! Если наши народы будут дружно стоять друг за друга, как плечом к плечу стояли наши деды в борьбе с фашизмом, то никакие ассистентки гинеколога с колониальными амбициями нам не страшны!

   С Арно Хидирбегишвили беседовал заместитель главного редактора газеты «Бакинский рабочий» Абульфаз БАБАЗАДЕ – специально для ГРУЗИНФОРМ

15.04.2025
Баку-Тбилиси