ПУБЛИКАЦИИ
Госпитальный сектор: больница, или пятизвёздочный отель?!

11jandacvaМаленький Никуша сегодня чувствует себя лучше… Несколько дней назад у него случились судороги и его в реанимобиле отвезли в Детскую больницу №3. Я пришел в гости к его родителям как раз в тот момент, когда 2-летнему малышу стало очень плохо и поехал в больницу вместе с ними. Мать и ребенок пользовались услугами страховой компании "IC Group" в рамках Программы социального страхования, но по прибытии в больницу, выяснилось, что страховка ребенка была прекращена. Врачи, правда, оказали пациенту соответствующую помощь, но для госпитализации запросили 300 лари в сутки. Ника должен был провести в больнице 3 суток и поскольку оказалось, что его страховка прекращена,  родители потребовали задействовать Государственную программу, согласно которой в случаях критического состояния пациентам до 3-х лет государство возмещает 100% расходов, а в других случаях – 80%.

Однако, персонал больницы разъяснил нам, что поскольку мать ребенка имеет социальное страхование, на ее ребенка государственная программа не распространяется!.. Эта информация изначально показалась нам настолько абсурдной, что мы связались со страховой компанией. Менеджер компании Софо Лебанидзе в беседе с корреспондентом ГРУЗИНФОРМ разъяснила, что страховка пациента прекращена на основании данных из Министерства здравоохранения, хотя тут же отметила, что "пока страховка есть у матери, ребенку она полагается автоматически ". Лебанидзе сказала, что в данном случае мы должны были уплатить сумму, затребованную руководством больницы, а на следующий день урегулировать в Министерстве здравоохранения и страховой компании вопрос страхования, и лишь в том случае, если государство вновь застраховало бы малыша, Агентство покрыло бы все больничные расходы. В таком случае было бы неважно - находился ли пациент в больнице – контракторе "IC Group", или нет, хотя в больнице категорически заявили, что не находятся в подчинении "IC Group", следовательно, компания не может финансировать лечение пациента…

В результате этой неразберихи, Софо Лебанидзе отослала нас к представителю Министерства здравоохранения Грузии, которая, несмотря на позднее время (приблизительно 23:00 ч.), искренно попыталась разобраться в проблеме. Надо отметить, что если бы не Майя Кублашвили, личный контактный номер которой в страховой компании нам дали только после долгих просьб, здоровью маленького Никуши угрожала бы серьезная опасность.

Когда г-жа Майя узнала от корреспондента ГРУЗИНФОРМ, что за лечение ребенка больница потребовала деньги, то категорически предупредила нас - ничего не платить, потому что на детей до 3-х лет, если они попали в больницу в период, когда прекращена их социальная страховка, распространяется Программа государственного финансирования. Мы ввели в курс дела представителя Министерства здравоохранения и объяснили, что администрация больницы исключила государственное финансирование пациента по нереальной причине и всё же требует оплату. После этого Майя Кублашвили связалась с соответствующим департаментом Министерства, который устранил проблему с руководством больницы,и маленького Нику, наконец, оставили в больнице на лечение без всякой оплаты…

На следующий день я - корреспондент ГРУЗИНФОРМ Леван Сулашвили, вместе с отцом ребенка встретился с Майей Кублашвили в Министерстве и она урегулировала вопрос со страховкой. Оказалось, что причиной прекращения финансирования стало то, что мать ребенка …не указала в декларации «демографическое изменение»!.. Без ответа остался еще один вопрос – почему соответствующая служба Министерства не сообщила семье, что страховка ребенка прекращена? На этот вопрос Кублашвили ответила, что Министерство не обязано сообщать об этом. Согласитесь, ответ, конечно, совершенно нежелательный. У любого гражданина может возникнуть безвыходная ситуация, когда социально незащищенный ребенок будет нуждаться в госпитализации, и если его возраст превышает 3 года он может остаться без лечения потому, что родители вовремя не информированы о прекращении страховки…

Что касается ежедневных расходов для пребывания в больнице, мы уже говорили, что персонал потребовал 300 лари за сутки. Естественно, это вызвало возмущение у родителей. Персонал разъяснил, что несколько месяцев назад больницу приобрел некий Гиги Гоциридзе - частное лицо, бизнесмен. Именно его компания установила такую высокую цену. Хотя в Министерстве здравоохранения Грузии говорят, что в Государственную программу включены все больницы, но в тех случаях, когда пациент не финансируется государством или страховой компанией, стоимость лечения колоссальна и власть не может, или просто не контролирует этот вопрос.

Мы пробыли в больнице несколько часов, пока проблема не была окончательно устранена. При беседах с врачами и остальным медперсоналом ГРУЗИНФОРМ стала известна одна важная информация: как отметили врачи в приватной беседе, абсолютно все детские больницы Тбилиси несколько месяцев назад, приблизительно в мае-июне текущего года, были проданы и перешли в руки частных лиц. Именно этим и вызвана бесконтрольная ситуация, создаваемая требованием за лечение детей колоссальных сумм…

Для общества, кроме халатности и равнодушия государства, неприемлемо и то обстоятельство, что бизнесмены, подобные Гиги Гоциридзе, наверное, позабыли, что жизнь человека, особенно - ребенка, является бесценной! Ведь даже находящийся в тяжелом состоянии двухлетний малыш для них является лишь объектом прибыли: в больнице нас однозначно предупредили, что лечение пациента (в данном случае - в реанимации!) будет продолжено только при предварительной оплате…

Тут же хотим сообщить читателю об одной важной новости. Речь идет о городских поликлиниках, которые, как стало известно ГРУЗИНФОРМ, в полном составе перешли во владение компаний "Аверс" и "PSP". Следовательно, в районных поликлиниках цены существенно возросли. Недавно корреспондент ГРУЗИНФОРМ обратился в одну из таких поликлиник по месту жительства, чтобы сделать рентгенографию легких. В кассе ему сказали, что это процедура стоит 25 лари (раньше рентгеновский снимок там стоил 15 лари, позже - 20). Наш журналист, конечно же, заплатил, деваться ему было некуда, но всё же спросил одного врача (фамилию которого не называем по понятным причинам) о причине роста цен.Врач ответил, что поликлиники перешли во владение "Аверса" и "PSP", именно этим и вызвано подорожание обслуживания. То есть, теперь цены устанавливает не государство, а частная компания… 

Что касается высоких цен в детских больницах, по этому вопросу журналисты ГРУЗИНФОРМ побеседовали с генеральным директором педиатрической клиники имени М. Гурамишвили (бывшая Детская больница №3 г.Тбилиси) Автандилом Гвенетадзе. По его разъяснению, руководство больницы устанавливает цены методом калькуляции и государство не вмешивается в этот вопрос. Как отметил господин Автандил, лечение ребенка старше 3 лет в критическом отделении стоит 300 лари в сутки, а в педиатрическом отделении – 160 лари. В калькуляции, естественно, учитывалась и прибыль бизнесмена. Однако, по разъяснению Автандила Гвенетадзе, это - только малая часть суммы: "Кое-где цены еще выше, чем у нас. Например, в клинике имени Жвания помещение ребенка в критическое отделение обходится в 400 лари! Цены могут еще возрасти, так как в скором времени мы предложим населению сервис еще более высокого уровня – повсюду внедряется новая аппаратура… Что касается роли государства во всем этом, оно не вмешивается в регуляцию цен, только получает 20% прибыли, как установлено законом. Однако, главная проблема в том, что государство продало все и уже не может вмешаться - как частное лицо, бизнесмен, будет определять цены…", - заявил Гвенетадзе.

P.S. Параллельно всему этому президент Грузии почти каждый день рассказывает о построенных или строящихся в рамках нового 10-пунктового Плана действий больницах. Разумеется, нужно приветствовать новые больницы, которыми так гордится власть, хотя возникает логичный вопрос: какой процент населения сможет ими пользоваться, если даже в старых больницах цены настолько высоки, что иногда даже превышают тарифы обслуживания в пятизвёздочных отелях?!

 

(Продолжение следует)

Леван Сулашвили

ГРУЗИНФОРМ