Общество
Семинар НПО "Кавказское сотрудничество"

NPOТбилиси, 23 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Русско-грузинская экспертная организация "Кавказское сотрудничество" (руководитель с российской стороны Николай Силаев, руководители с грузинской стороны - Нана Девдариани и Гулбаат Рцхиладзе) провела очередной семинар в Тбилиси. На этот раз была обсуждена тема гражданского движения, гражданских инициaтив, которые имеют место в Грузии. На семинаре в качестве докладчиков присутствовали представители гражданских инициатив: Тамар Иовашвили, Натиа Кевхишвили, Мариам Вардосанидзе, Роин Папава и другие, а также политики, эксперты, журналисты и студенты.

Участниками семинара было отмечено, что общественные движения в Грузии пока все еще находятся в зачаточном состоянии, а те инициативы, которые возникли ранее и пытались реализовать намеченные цели, в целом можно считать не состоявшимися. Так например, ни к чему не привели протесты уличных торговцев как до, так и после образования ими гражданской неполитической организации по защите своих прав. Правительство не пошло ни на какие уступки, оставив множество людей, зарабатывающих свой кусок хлеба благодаря именно уличной торговле, без средств к существованию. Многие из них были вынуждены эмигрировать из Грузии. Часть этих людей за границей зарабатывает куда лучше, чем в условиях уличной торговли в Грузии, однако в целом картина безрадостная и эмиграция вынужденная мера.

Безуспешными оказались и другие инициативы, однако все же осталось несколько организаций, которые продолжают добиваться своих целей. Так например, недавно стало известно о создании в западной Грузии "Союза потерпевших от Программы поддержки производства кукурузы" - объединились фермеры, которые понесли убытки от неохрущевской затеи грузинского правительства по внедрению американской гибридной кукурузы. Еще раньше появились первые признаки  независимого от государства (и политики в целом) студенческого движения, когда в ТГУ студенты организовали так называемую  "Лабораторию 1918", которая смело высказала протест в связи с различными проблемами как ректору университета, так и министру образования страны.

К числу гражданских инициатив можно отнести еще пару организаций, и на этом список заканчивается. При этом нужно обязательно отметить, что в Грузии, как известно, функционирует множество так называемых неправительственных организаций, этот сектор в Грузии очень развит, как пожалуй нигде на пространстве бывшего СССР. Но принцип функционирования НПО довольно четко отличается от принципа гражданских инициатив (несмотря на возможное совпадение их юридического статуса); НПО существуют за счет денежных вливаний (грантов) спонсоров (а спонсорами в грузинской реальности почти всегда являются иностранные учреждения, в основном государственные; в Грузии также наблюдается парадокс, когда иностранные гранты среди неправительственных организаций распределяет правительство) и создаются вообще ради получения этих самых грантов, а гражданские инициативы исходят от граждан, не заинтересованных в постоянном финансировании, так как их цели носят конкретный характер, и ограничены во времени. Организационная структура гражданских инициатив и НПО тоже отличается друг от друга, можно выделить и другие различия. В итоге мы имеем картину, когда в Грузии чрезвычайно многочисленны "классические" неправительственные организации, финансируемые из-за границы, с соответствующим влиянием в обществе, а гражданских инициатив очень и очень мало, и эффективность их деятельности пока тоже ничтожно мала. Почему это так - вопрос отдельного анализа: связано ли это с традиционной разобщенностью грузинского общества, с отсутствием у грузин чувства коллективизма, с чрезмерной зависимостью от богатого Запада или с другими факторами, еще предстоит исследовать. Но факт налицо: наличие большого количества "классических" НПО вовсе не привело к созданию действенного гражданского общества, с которым бы считалось руководство страны; есть большой разрыв между ними и широкими слоями общественности, с т.н. "простым народом". В отличие от НПО гражданские инициативы в идеале призваны заполнить этот ключевой пробел, стать движущей силой общества.

Отдельная тема - инструментарии, имеющиеся у гражданских инициатив при попытке осуществить свои цели. В частности, нужно ли им сотрудничать с политическими партиями, особенно оппозиционными? Какую пользу это может принести? Не произойдет ли смешение и даже сращивание общественных инициатив с политическими партиями? Эти вопросы задавались на проведенном "Кавказским сотрудничеством" семинаре.

Лидер общественного движения "Союз безработных для занятости", основанного в конце прошлого года, госпожа Тамар Иовашвили подробно рассказала о деятельности этой инициативы, состоящей исключительно из энтузиастов. "Союз безработных" не видит своей исключительной функцией критику правительства, устраивание протестных акций и т.п., хотя и без этого невозможно работать. "Союз безработных" обращался к премьер-министру и председателю парламента Грузии, с предложением о поиске путей выхода из тяжелейшего социального положения. Однако ответ от представителей этих высоких политических должностей был примерно одинаково формальным - количество безработных в Грузии за последнее время снизилось, об этом, оказывается, свидетельствует статистика, а правительство делает все возможное для решения оставшихся неурегулированными социальных проблем... Не высказалo интереса к подобной инициативe и движение "Картули оцнеба", за которым стоит миллиардер Бидзина Иванишвили. Тем не менее, "Союз безработных" продолжает бороться за права безработных, актив союза уже насчитывает несколько сотен человек, устраиваются акции протеста, пикеты и т. п. Также выносится вопрос на референдум о введении обязательного государственного пособия по безработице. Инициатива "Союз безработных за занятость" в организационно-моральном смысле поддерживается партией "Свободная Грузия", генеральный секретарь которой, Александр Шаламберидзе, присутствовал на семинаре, однако нет никакого смешения общественной организации с политической партией, по крайней мере, на данном этапе это так.

На семинаре было высказано и поддержано мнение, что общественным организациям вроде "Союза безработных" приходится брать на себя функции профсоюзов. Ведь в Грузии всего лишь всего один профсоюз, а во всех более-менее развитых странах функционирует как минимум два и больше профсоюза. В грузинской реальности профсоюз пока не достиг каких-либо ощутимых результатов. К тому же в отличие от "официального"  профсоюза "Союз безработных" делает акцент именно на безработных, исходя из собственного названия, хотя в перспективе рассматривается и вопрос о поддержке работающих в различных областях.

То, что в Грузии население главной проблемой считает безработицу, подтверждается всеми опросами общественного мнения. Поэтому следует ожидать, что если и будут развиваться общественные инициативы, то главным образом именно в этом направлении. Тем более, что правительство на самом деле не проявляет гибкости в решении проблемы массовой безработицы. Соответствующий пример привел Александр Шаламберидзе:

"Мы сейчас пришли к вам с акции протеста перед стройплощадкой Дома юстиции. Там, оказывается, незаконно работают китайские рабочие - узники китайских тюрем, которые на стройке в Тбилиси получают рис на обед и ночлег, а Грузия выплачивает китайской строительной фирме гонорары для этих рабочих-заключенных. Мы сегодня выявили и воочию увидели этих людей. И подобное делается в стране, имеющей огромное количество безработных. Грузинские безработные могли бы привлекаться на строительство таких объектов. Поэтому мы совместно с гражданской инициативой "Союз безработных" решительно опротестовали строительство Дома юстиции. Как видите, нам приходится брать на себя функции профсоюзов".

В рамках семинара состоялась дискуссия. Основные материалы семинара будут опубликованы на веб-сайте "Кавказского сотрудничества" Georgiamonitor.org.