Актуально
Томас де Ваал: «Соглашение о свободной торговле предложили Саакашвили взамен на новое оборонительное соглашение"

vaali-tomas-de-vaaliТбилиси, 24 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Аналитик фонда Карнеги Томас де Ваал публикует на веб-странице «The National Interest» статью, в которой отзывается о встрече президентов США и Грузии и говорит о "мыслях Обамы" и "дилемме Саакашвили".

«На встрече с парламентариями 13 февраля 2012 года Саакашвили назвал свой визит в США "стратегическим прорывом" в отношениях между США и Грузией. Это простительное преувеличение. Встреча 30 января с.г. между двумя президентами, в первую очередь, была встречей ради самой встречи. Саакашвили долго пытался символично добиться того, чтобы встретиться с Бараком Обамой в овальном кабинете. Ведь с Бушем-младшим у него были две такие встречи. Что касается Обамы, его фрейдовская оговорка о "России", которую после сам исправил и сказал "Грузия", говорит о том, что он думал. Для Обамы  важно защититься от обвинений конкурентов – Ромни и Гингрича, которые утверждают, что он принес в жертву Грузию политике перегрузки с Россией. Фраза Саакашвили "я покидаю этот офис очень счастливым" – президента США тоже сделает счастливым», - заявляет де Ваал.

По его же словам первым вопросом повестки дня было военное сотрудничество и администрация Обамы тут находится в безвыходном положении. "Пентагон любит Грузию, поскольку это, фактически, единственная страна, которая увеличила военный контингент в Афганистане (в такой опасной провинции, как Гиллменд), тогда как все остальные сократили его. Главная новость, о которой Обама заявил в Белом доме, было соглашение о свободной торговле с Грузией. Это было бы большой политической наградой для Саакашвили, поскольку у США сегодня нет таких соглашений с отдельными европейскими странами. Для Белого дома это - такая вещь, которую они могли предложить Саакашвили взамен на новое оборонительное соглашение" – отмечает автор статьи.

После этого он касается "дилеммы Саакашвили" и отмечает, что "в Грузии политической темой номер один являются личные намерения Саакашвили". "Как только он уйдет в отставку в будущем году, к концу своего президентского срока, в силу вступит новая Конституция, согласно которой появляется пост нового «сильного» премьер-министра. Саакашвили в правовом аспекте может занять этот пост, но если он это сделает, его репутация за границей, конечно, будет подорвана. Пока он думает об этой дилемме – оставаться, или нет у кормила власти - внутреннее политическое давление и  международные политические послания противоречат этому. Во время встречи в овальном кабинете Обама сказал одну примечательную фразу: "Официальная передача власти, которая произойдет в Грузии, по-моему, укрепит многие уже осуществленные реформы". Это прозвучало так, как будто Саакашвили прямо сказали, что Вашингтон ожидает от него, что он не займет должность премьер-министра. Если так, то это - полезный совет для Саакашвили, хотя очевидно, что он еще глубже вовлекает Вашингтон во внутреннюю политику Грузии. По-видимому, политически это будет сложный год для Грузии. Хотя, может быть, для США, частично уже вовлеченного в процесс, будет лучше полностью заняться этим делом и не оставаться в роли стороннего зрителя, так как, грузинское общество все равно подозревает, что ключевые вопросы, связанные с его будущим, решаются в Вашингтоне", - заявляет Томас де Ваал.