ПУБЛИКАЦИИ
Иршад Мамедов: «Турки-месхетинцы - заложники этнической политики Грузии»

turki-mesxetinciС того момента, как 19 января 1999 года Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла Грузию своим 41-м членом прошло уже более 12 лет. Одним из условий принятия Грузии в эту международную политическую организацию, главным достижением которой считается принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, была репатриация турок-месхетинцев. Грузинские власти приняли на себя обязательства в течение двух лет подготовить закон о репатриации турок-месхетинцев и в течение последующих 10 лет организовать их возвращение в Грузию.

На всю процедуру отводилось 12 лет, а значит, пора подвести итог и узнать, как Тбилиси выполняет взятые на себя обязательства. Вспомним историю вопроса.

В 1944 году турки-месхетинцы, которые проживали на территории Грузии в приграничных с Турцией районах (Самцхе-Джавахетия), по обвинению в пособничестве врагам были принудительно депортированы из Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан, где расселились по отдельным поселкам. События в Ферганской долине Узбекистана в июне 1989 года, когда на фоне роста этнического напряжения произошли столкновения месхетинцев с местным населением, заставили массово эвакуировать турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию, Азербайджан, Туркмению, Казахстан и Турцию. В этих странах сейчас и проживает большая часть представителей этого народа – примерно 300 тысяч человек. Вот этим людям Грузия по условиям вступления в Совет Европы должна была предоставить возможность и создать все условия для возвращения на историческую Родину.

По состоянию на август 2011 года статус репатрианта в Грузии из 300 тысяч потенциальных кандидатов получили только 105 турок-месхетинцев, что составляет менее одной десятой процента месхетинцев, проживающих за пределами Грузии. Если исходить из того, что вернуться на территорию своего исторического проживания желает хотя бы каждый сотый представитель депортированного народа (а желающих на самом деле намного больше), то с такими темпами Грузии понадобится более 300 лет, чтобы их принять.

Между тем, Тбилиси сознательно затягивает процесс возвращения месхетинцев на Родину. Принятый Грузией в 2007 году закон о репатриации носит исключительно декларативный характер и был принят лишь для того, чтобы снять формальные претензии Совета Европы.

По мнению сотрудника Amnesty International Эмиля Адельханова , закон предусматривает сбор слишком большого количества документов, которые к тому же должны быть переведены на английский или грузинский язык. «Но эти люди не знают ни грузинского, ни английского, а перевод этой документации стоит очень дорого», - указывает Адельханов.

Кроме того, кандидаты на репатриацию при подаче заявки должны отказаться от гражданства страны проживания без гарантий получения гражданства Грузии. А учитывая то, что срок рассмотрения заявки не обозначен конкретной датой, то желание вернуться на историческую Родину может оставить просителя вообще без Родины.

Тем не менее, в установленные сроки с 1 января 2008 года до 1 января 2009 года  Министерство по делам беженцев Грузии получило 5841 заявлений от месхетинцев, желающих вернуться в Грузию. При этом из России поступила лишь малая часть этих заявок.

Не стоит удивляться этой «странности». Когда гражданина России председателя Международного общества турок-месхетинцев «Ватан» Сулеймана Барбакадзе после покупки в Грузии жилья арестовывают, а потом по обвинению в неуплате налогов сажают в тюрьму на 11 лет, немногие захотят возвращаться в Грузию. «Демонстративно жестокий приговор, вынесенный пожилому и тяжело больному человеку, не оставляет сомнений в том, что речь идет о прямых судебных репрессиях против борца за права турок-месхетинцев», - говорится в комментарии МИД РФ.

Но и те 105 человек, кто «пробились» на родину и официально признаны «репатриантами», вряд ли в ближайшее время смогут вернуться в свои дома или даже в свои исторические земли - в Самцхе-Джавахетии.

Дело в том, что в принятом законе не регламентированы вопросы предоставления жилья и финансирования переселения семей. Грузинские власти даже не скрывают того, что собираются разместить репатриантов не на местах их исторического проживания, а совсем в других районах.

Иначе, как саботажем требований Парламентской ассамблеи Совета Европы, подобную ситуацию не назовешь. Игнорирование проблемы турок-месхетинцев грузинскими властями проходит так открыто, что соответствующее заявление сделал и Генеральный директор Совета Европы по политическим вопросам и демократии Жан-Луи Лоран, констатировав, что Грузия не справилась с установленными  временными рамками возвращения на родину депортированных месхетинцев. Однако Жан-Луи Лоран был не совсем точен, так как Грузия не только не справилась, но и не пыталась «справиться с установленными Советом Европы временными рамками».

Возникает вопрос, что же мешает грузинским властям организовать процедуру возвращения месхетинцев и заставляет принимать шаги, направленные только на имитацию этого процесса?

Признавая наличие противников возвращения депортированного народа в стране, грузинские власти попытались объяснить медленные темпы репатриации, позицией армянского меньшинства, заявив, что они живут в бывших поселениях месхетинцев и поэтому выступают против их возвращения. Однако это объяснение далеко от правды – хотя бы потому, что армянами занято не более 10 процентов месхетинских сел, а остальная часть заселена грузинами, либо заброшена. К тому же процедура возвращения организована таким образом, что месхетинцы не могут вернуться не только в свои села и дома в Самцхе-Джавахетии, но даже просто в Грузию.

Действительные мотивы, которые по определенным причинам не могут быть озвучены официальными лицами, кроются в той политике по ограничению прав мусульман, которую проводят грузинские власти под руководством Михаила Саакашвили.

Этнический состав мусульманского сообщества Грузии богат и разнообразен. Прежде всего, это азербайджанцы, проживающие в Квемо-Картли (область Борчалы). Этнические грузины-аджарцы за небольшим исключением исповедуют Ислам. Мусульманами являются также многие абхазы, кистинцы, проживающие в Панкисском ущелье. Есть также небольшое количество аварцев.

Несмотря на то, что общее число мусульман в Грузии составляет более 10 процентов населения, мусульмане практически никак не представлены ни в органах власти, ни в политической жизни страны. Все попытки мусульманской общины исправить положение натыкаются на явное противодействие со стороны властей, в заявлениях которых все чаще звучат нотки исламофобии и даже явные оскорбления в адрес мусульман.

В русле этой политики проходит и создание в мае этого года новой общественной организации - «Управление мусульман Грузии», руководители которой заявили о своей независимости от Духовного управления мусульман Кавказа (ДУМК) с центром в Азербайджане и намерении объединить под своим контролем мусульманские общины Грузии. Глава ДУМК Шейхульислам Аллахшюкюр Пашазаде считает, что создание Управления мусульман Грузии не является религиозным вопросом и направлено на духовное отторжение мусульман Грузии от мусульман Азербайджана. Председатель НПО «Грузия – моя Родина» Али Бабаев был более прямолинеен, заявив, что, создав Управление мусульман Грузии, официальный Тбилиси начал проводить целенаправленную политику, направленную на раскол мусульман Грузии, внесение интриги и борьбы в отношения между шиитами и суннитами.

В рамках стратегии «разделяй и властвуй» по отношению к собственному народу, а точнее его части, возвращение в Грузию мусульман турок-месхетинцев абсолютно невыгодно действующей власти. При этом на первый план выходит даже не фактор увеличения численности мусульман в стране, а те связи, которые мусульманская община Грузии могла бы приобрести по возвращению этого народа на свою историческую родину. По сути, турки-месхетинцы стали бы «делегациями» мусульманских общин тех стран, из которых они вернулись в Грузию. А эти связи в свою очередь сделали бы мусульманскую общину Грузии частью мусульманского мира всех стран региона и позволили бы противостоять националистической политике Саакашвили с общим лейтмотивом: «Грузия – для грузин», которая уже стоила грузинскому народу Абхазии и Южной Осетии.

http://momtvatan.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=1&Itemid=3