ПУБЛИКАЦИИ
Александр Чачия: "Та модель развития, которую реализует нынешняя власть, превращает Грузию в Кубу времен Батисты"

CHACIAВ прошлом номере газета «Грузия и Мир» предложила читателям первую часть интервью с политологом Александром Чачия. Мы продолжаем беседу с ним выполняя данное читателям обещание.

- Недавно прочитал в Интернете Ваше выступление на Европейском политологическом форуме 2004 году, в котором Вы утверждали, что у Евросоюза нет будущего. Значит, Грузия стремится в ту структуру, которой скоро не будет?

- Даже если бы Евросоюз был устойчивой, перспективной организацией для Грузии вход туда все равно был бы закрыт. Мы никогда не станем частью единого европейского пространства, это понятно любому человеку, знакомому с географией, я уж не говорю о геополитике. Обещание Шеварднадзе и его преемников ввести Грузию в Евросоюз с самого начала было блефом, обманом доверчивого населения. Но сегодня это настолько абсурдно, что даже самые одиозные представители власти предпочитают на эту тему не распространяться – уж очень смешно звучит.

Евросоюз мог бы существовать и экономически развиваться достаточно долго – еще лет 20, если бы включал в себя только Старую Европу. Но американцы настояли на включении в состав Евросоюза стран Восточной Европы, чтобы оторвать их от России и заодно ослабить Евросоюз, а это в корне изменило общую ситуацию. Сегодня ведущим членам союза – Германии, Франции – приходится поддерживать слабые экономики этих стран за счет собственных ресурсов. Те средства, которые шли на поддержку экономик традиционных, но более бедных европейских стран – Италии, Греции, Испании и др. – распыляются на десяток новых членов Союза. Сколько это может продолжаться? Немцам уже надоело быть «дойной коровой» для европейских нахлебников. Неравномерное развитие экономик делает невозможным совместное существование этих стран в рамках общего правового поля. Банкротство Греции – это только начало. В очереди стоят Португалия, Ирландия, Испания, очень тяжелое положение у Италии. Надо помнить и о том, что внешний долг Германии и Франции также превышает допустимые пределы. Вообще, пора признать, что модель либерального капитализма, по которой развивался Запад последние 50 лет, исчерпала себя и завела западные страны в тупик. Рано, или поздно, и американцам, и европейцам придется признать, что жить и дальше в долг невозможно - надо резко сокращать потребление, больше работать и жить в соответствии с реально заработанными деньгами. В противном случае «греческий вариант» ждет всех. А тогда наступит  крах национальных экономик и крах Евросоюза.

Еще более важный фактор, делающий бесперспективным существование Евросоюза, – национальное самосознание народов. Вопреки представлениям американцев, которые считали, что общее экономическое пространство постепенно сотрет национальные различия и народы превратятся в единую безнациональную массу, у большинства народов Европы растет национальное самосознание, срабатывает инстинкт национального самосохранения. Конституцию единой Европы, несмотря на колоссальную агитационно-пропагандистскую работу, так и не смогли принять. Евросоюз не стал и уже не станет единым геополитическим субъектом в современном мире. Что из себя представляют официальные руководители Евросоюза, кто с ними считается в мире? Кто считает серьезной политической фигурой Баррозу, кто воспринимает Эштон как министра иностранных дел Европы? Это смешные, карикатурные фигуры, которые исполняют то, о чем договорятся руководители Германии и Франции, пока еще - при участии США.

Народы Европы оказались не готовы отказаться от национальных государств. Более того, нажим со стороны США и общеевропейских структур вызвал обратную реакцию – рост национализма. Сегодня всё больше немцев, французов, итальянцев требуют ограничения миграции, причем не только афро-азиатской, но и из Восточной Европы, требуют возврата к национальной валюте, восстановления таможен внутри Европы, охраны национальных рынков, государственного протекционизма по отношению к национальным товарам и местной рабочей силе. Более того, внутри самих европейских стран проявились тенденции к распаду. Италия стоит на грани раскола на Северную и Южную,  в Испании по-прежнему опасность распада на несколько государств. Даже маленькая Бельгия – искусственно созданное в свое время государство – оказалось нежизнеспособным и грозит распасться в любую минуту, а ведь Брюссель – столица Евросоюза!

Если руководители, политические и интеллектуальные элиты европейских стран не отнесутся с должным вниманием к нарастающему недовольству своих народов, не вернут развитие своих государств в национальное русло, то последствия будут гораздо более серьезными, нежели просто распад Евросоюза. Не надо забывать, что Европа – родина фашизма. В 30-х годах прошлого века почти во всех европейских странах были фашистские или полуфашистские режимы, вся Европа была больна фашизмом. И сегодня неудовлетворенные национальные потребности могут перерасти в реальные фашистские настроения. Спровоцировать такую трансформацию может любой крупный катаклизм – финансово-экономический кризис, техногенная катастрофа, война с крупным противником, например - с Ираном.

- Задам и банальный вопрос о перспективах вступления Грузии в НАТО, если Вам не надоело на него отвечать...

- Я отвечаю на этот вопрос с тех пор, как Шеварднадзе впервые озвучил эту химеру, которая очень дорого обошлась и обходится нашему народу. Это - классический пример наглого обмана собственного народа. Бывает ложь, похожая на правду, а бывает абсурдная ложь. Наши правители провозгласили  в качестве чуть ли не национальной идеи вступление в НАТО и с его помощью восстановление территориальной целостности, т.е. абсурдную ложь. Удивительно, но они заставили поверить в этот абсурд значительную часть общества. Более того, все переговоры с Россией по поводу восстановления целостности страны Шеварднадзе превратил в фарс, ведь он практически говорил русским: верните нам Абхазию и Южную Осетию, и Грузия единой страной вступит в НАТО! И Россия, по его уверениям, должна была на это согласиться.

- Судя по последним интервью Шеварднадзе, сам он в эту перспективу уже не верит. Наоборот, призывает власть наладить отношения с Россией, исключает вероятность помощи Запада в деле возвращения территорий. На прошлой неделе в интервью «Асавал-Дасавали» Шеварднадзе  заявил слово в слово: «Страну, которая собирается вернуть территории в НАТО никто не примет, а пути возвращения Абхазии и Самачабло идут только через Россию».

- После отставки стал иногда говорить правду… Кто ему мешал все это сделать в бытность президентом?! 12 лет морочил людям голову, развалил страну да еще власть передал своим воспитанникам, которые еще более изощренные лжецы, чем их учитель! Грузия теоретически может вступить в НАТО, но только после признания независимости Абхазии и Юго-Осетии и отказа от претензий на эти территории.  Руководители страны прекрасно это понимают, в кулуарных беседах на Западе выражают готовность признать независимость этих регионов, но не знают - как преподнести это грузинскому народу.  Идея признания, как известно, уже вброшена в грузинское общество. Думаю, после выборов работа в этом направлении усилится и завершится каким-нибудь референдумом с заказанным результатом. Но став членом НАТО мы возведем такую стену между нами и отколовшимися республиками, которую уже невозможно будет преодолеть.

НАТО нигде никогда не объединяло территории. Наоборот, куда бы ни вошло НАТО, всюду за этим следует распад страны на несколько квазигосударств. Тем, кто мечтает о базе НАТО в Грузии, хочу напомнить, что в том же Ираке, который американцы «освободили от тирании», день вывода их войск объявлен государственным праздником, а абсолютное большинство японцев считает, что самым счастливым днем в истории Японии будет день вывода американской базы из Окинавы. У нас любят рассказывать о том, какими счастливыми стали страны Прибалтики после вступления в НАТО и Евросоюз. Но если обратиться к статистике, то обнаружим, что население Литвы за 10 лет сократилось на треть, из Латвии уехали 300 тыс. человек и там сейчас нет и 2 млн. населения, в маленькой Эстонии реальная безработица колеблется от 25 до 30 процентов, а 63 тысячи эстонских детей систематически недоедают. Вот такое «счастье»…

Знаете, кто, кроме США, наиболее заинтересован во вступлении Грузии в НАТО? Турция и абхазские и осетинские политические круги. Турции это дает возможность без оглядки на Россию, под эгидой баз НАТО ввести свои войска в Грузию, откуда русские их выгнали 200 лет назад. А тем, кто в Абхазии и Юго-Осетии против возрождения прошлых отношений, это дает гарантию того, что ни о каких реинтеграционных проектах с Грузией и речи никогда не будет. Какая может быть интеграция, если по одну сторону границы стоят турецкие войска НАТО, а с другой – российские войска?!

Кроме того, НАТО — дискредитировавшая себя организация. В той же Европе миллионы людей требуют от своих правительств выхода из состава НАТО, считают аморальным состоять в этой агрессивной организации, проливающей кровь во всем мире. Европейцы понимают, что НАТО стало инструментом  реализации исключительно американских интересов, а драться и погибать за эти интересы приходится европейцам. Ведь недаром уважающие себя страны Европы вывели свои воинские контингенты из Афганистана, там сейчас непонятно за что остались погибать грузины.

Интересно, что простой  народ Грузии также негативно относится к перспективе вступления в НАТО, что бы ни говорили о фальсифицированных итогах референдума по этому вопросу. Это отношение народа почувствовали оппозиционные политики, которые совсем недавно были рьяными агитаторами НАТО, а в последнее время заняли очень сдержанную позицию по этому вопросу. Открыто обижать американцев пока боятся, но и восхвалять НАТО уже не решаются.

- Чем обусловлена такая агрессивная политика США в мире? Неужели только стремлением установить контроль над мировыми запасами нефти? Ведь   экономическое положение США близко к катастрофе, только внешний долг перевалил за 13 триллионов долларов. Сложно даже представить такую гигантскую сумму...

- Дело -  в простой арифметике. Население США составляет 4 процента от населения планеты, но потребляет оно 40 процентов потребляемых мировых ресурсов. Один американец потребляет в 10 раз больше, чем среднестатистический житель Земли, включая европейцев. Сами США производят лишь малую часть потребляемых товаров. Основное потребление происходит за счет эксплуатации, вернее, грабежа остального мира. Для этой цели существует доллар как мировая валюта, к которой и привязаны валюты большинства стран. За что американцы так ненавидят Сталина?  За то, что Советский Союз при Сталине  отказался от привязки рубля к доллару и отказался от него в своих внешнеторговых операциях. Сталин ввел для этих целей золотой рубль, который был обеспечен реальным золотом. Именно за это американский правящий класс и возненавидел Сталина, ведь их главному оружию – доллару - был закрыт доступ к ресурсам СССР.

Первое, что сделали «реформаторы» после развала СССР, это привязали национальные валюты всех постсоветских республик к доллару. США, будучи эмиссионным центром мировой валюты, печатает доллары и за них выкачивает мировые ресурсы в свою пользу. Всего напечатана катастрофическая сумма – 1 квадриллион 420 триллионов долларов; это больше, чем внутренний валовый продукт всего мира! Чтобы понять, что представляет собой этот доллар, приведу классическую историю с Шарлем де Голлем. Он был профессиональным военным и слабо разбирался в экономике, но, будучи патриотом Франции и став ее президентом, обратил внимание, что доллар является параллельной валютой в стране, на которую закупаются и вывозятся как ресурсы, так и художественные ценности. Он заинтересовался этим вопросом и спросил одного старого финансиста о природе этих финансовых операций. Ответ финансиста был такой: представьте себе, что Франция продает «Мону Лизу» да Винчи; русский предлагает за нее 100 тысяч рублей, за которыми стоят золото, алмазы, нефть; китаец предлагает 100 тыс. юаней, за которыми – шелк, золото, руда; а американец выкладывает 200 тыс. долларов и забирает картину. «В чем фокус?»- спросил президент. А фокус в том, ответил финансист, что цена этих 200 тысяч равна цене краски и бумаги, на которой они напечатаны. Одна 100-долларовая купюра обходится США в 0,3 цента. После этого де Голль призвал французов проявить патриотизм, поддержать национальную валюту и обменять имеющиеся у них доллары на франки. Собранные доллары он переправил  в США и в ходе своего официального визита потребовал обменять их на золото, которым они должны быть обеспечены. Американцы, чтобы не раздувать скандал, согласились, но после этого приняли закон, что доллары, находящиеся в обороте вне пределов США, золотом не обеспечиваются, т.е. официально зафиксировали, что это - просто зеленые бумажки с масонской символикой.

Но для того, чтобы страны мира соглашались принимать эти бумажки в качестве валюты и отдавали за них свои национальные богатства, нужен убедительный аргумент –  военная сила. Поэтому США имеют 136 военных баз во всех уголках мира. В последнее десятилетие ситуация изменилась. Во-первых, худо-бедно пока работает евро, китайцы собираются вводить золотой юань, арабы обговаривают введение золотого динара, Россия начинает переводить внешнеторговые операции на рубли. Во-вторых, целый ряд стран отказывается от роли американского сырьевого придатка, хотят использовать свои ресурсы для развития собственных государств. Что делать американцам? Использовать военную силу. Они разбомбили и оккупировали Ирак, убив при этом свыше миллиона человек, разбомбили Ливию – страну с одним из самых высоких уровней жизни населения. И Ирак, и Ливия будут разделены на несколько квазигосударств и никогда уже не встанут на ноги, а их ресурсы будут выкачиваться в пользу «золотого миллиарда». Такая же участь ждет Йемен, то же хотят сделать в Сирии и Иране.

Есть одна аксиома, которая лежит в основе военно-политического курса США и Запада в целом: чтобы сохранить нынешний высокий уровень потребления в странах «золотого миллиарда», остальное человечество должно прозябать в нищете. Ресурсы планеты ограничены, всем хорошо жить не хватит. Сократить потребление Запад не может. Попробуйте предложить американцам потреблять меньше, чем они привыкли – они сметут любое правительство! Какой выход у американской правящей элиты? Война! Большая война, естественно, вне пределов Америки. Война, которая истощит значительную часть мира, а потом туда придут американцы со своим долларом и вновь займутся привычным и крайне прибыльным делом – продажей долларов. Так они вышли из кризиса благодаря Второй мировой войне, так они пришли в истощенную Европу после  войны.

- Это единственный вариант развития событий или есть другой выход из положения?

- Есть и другой: крушение долларовой пирамиды, мировой финансово-экономический кризис, отказ от доллара как мировой валюты, возникновение национальных и региональных валют, обеспеченных реальными ресурсами. В таком случае всем странам придется заняться производством реальных товаров, развивать внутренний рынок, а продавать товары за реальные деньги. Американцам придется отказаться от продажи воздуха, от виртуального рынка т.н. «ценных бумаг», вновь  развивать рентабельное промышленное и сельскохозяйственное производство, которого у них сейчас нет.

- Такой вариант больно ударит по всем странам, кризис коснется всех...

- Безусловно. Именно поэтому все его оттягивают, совместными усилиями пытаются спасти доллар. Если бы не эти усилия, доллар давно бы рухнул. Достаточно, чтобы Китай и Россия выбросили на рынок свои запасы долларов – и доллар превратится в никому не нужную бумагу. Но сколько это можно оттягивать? Финансовая пирамида, даже если она глобальная, не может существовать вечно. Вопрос в том, что последует за ее крахом: мировая война или можно обойтись мировым экономическим кризисом. В первом случае получим господство над миром победителя или новый передел мира между победителями; во втором – лидерство тех стран, которые обладают ресурсами и трудолюбивым населением, что позволит им в короткие сроки выйти из кризиса и восстановить экономику.

- Как быть Грузии при таком развитии событий?

- Во-первых, не наживать себе врагов, которые в случае войны могут ее уничтожить. Во-вторых, не допустить дальнейшего распада страны в ближайшие годы. В-третьих, строить экономику, ориентированную на а) удовлетворение потребностей внутреннего рынка, б) производство товаров, которые могут быть проданы на внешнем рынке за твердую валюту или обменены на недостающие ресурсы.

- Наша власть постоянно утверждает, что с помощью США мы строим развитую экономику и уже стали достойным игроком на мировом экономическом рынке...

- Страна, в которой импорт в четыре раза превышает экспорт, не может считать, что у нее есть экономика. Мы продаем в четыре раза меньше, чем покупаем. Половина населения живет за счет денег, которые присылают работающие за рубежом родственники, именно эта наличная валюта в основном обеспечивает денежный оборот в стране. Этими деньгами мы оплачиваем ввозимую продукцию и они опять уходят за границу. Схема очень простая: ваш родственник присылает вам из России деньги, вы покупаете на них ввезенные из Турции товары, деньги уходят в Турцию, часть остается у посредника. В этой схеме нет места грузинской экономике.

Другую часть доходов описал один знакомый с грузинской реальностью германский эксперт, который прямо написал: в Грузии реальной экономики нет; страна существует на иностранные гранты, кредиты, которые получает в обмен на выполнение определенной геополитической задачи – подрыв  безопасности Юга России; не будет востребована в США эта функция – наступит полный экономический коллапс. Он же назвал Грузию страной антуража, внешнего эффекта, страной, ориентированной на получение похвалы от иностранцев. Та модель развития, которую реализует нынешняя власть, превращает  Грузию в Кубу времен Батисты. Там был туристический рай для американцев, строились шикарные гостиницы, рестораны, обслуживанием туристов занимались тысячи поваров, горничных, проституток, музыкантов. Десятки тысяч кубинцев работали в США на «черной» работе и посылали деньги родственникам. Те, кто не хотел или не мог быть поваром или проституткой, был занят рабским трудом на плантациях сахарного тростника. Об образовании, науке, здравоохранении и речи не было. Это была американская колония, которую они использовали для того, чтобы предаваться там тем порокам, которые тогда еще вызывали осуждение в американском обществе – секс, пьянство, карты, рулетка, гомосексуализм. Кастро, Че Гевара, кубинский народ положили конец этому издевательству. За это США их ненавидят до сих пор, полвека держат Кубу в экономической блокаде, сами признались, что готовили более 600 покушений на жизнь Кастро, но так  ничего и не добились. Сегодня на Кубе - один из самых высоких уровней среднего и высшего образования и лучшая в мире медицина. Кстати, и то, и другое – бесплатное! Живут скромно, но сохраняя человеческое и национальное достоинство.  Несмотря на мировую пропаганду об «ужасах режима Кастро», его авторитет среди народов Латинской Америки значительно выше авторитета любого местного лидера.

На момент развала Советского Союза Грузия по уровню индустриального, культурного развития и материального благосостояния населения была значительно выше современной Кубы, но последние 20 лет уверенно скатывается  к Кубе времен Батисты!

Беседовал Ираклий Тодуа

(Продолжение следует)