«Наша позиция хорошо известна, я сегодня тоже об этом коллегам своим сказал. То, что произошло в августе 2008 года, назревало не один час. И с самого начала 2008 года мы пытались вместе с другими участниками т.н. Группы друзей Грузии, которая тогда работала, разработать документ о неприменении силы, который подписали бы все стороны конфликта. Категорически отказывалась Грузия это делать. Я даже разговаривал несколько раз с Кондолизой Райс. И она мне сказала, что она ничего не может с ним поделать, да и вообще, говорит, это не важно, потому, что если он применит силу, то он может забыть вообще о сотрудничестве с Западом, о сотрудничестве с нами. Ну и конечно, в тот же период в Бухаресте было принято решение, что Грузия будет в НАТО. Я думаю, что оно сильно повлияло на психику Михаила Саакашвили, который, наверно, уверовал в свою безнаказанность. И после того, как он напал на Цхинвали, как он напал на российских миротворцев, мы, конечно же, ответили на это», - заявил Лавров.
«И, то, что сейчас по-прежнему наши натовские партнеры в своих внутренних документах упоминают Грузию среди аспирантов так называемых, у нас вызывает недоумение и, честно, настороженность, потому, что процесс ремилитаризации Грузии после войны в августе 2008 года идет очень быстро», - заявил он.
В качестве страны-аспиранта Грузию министры иностранных дел НАТО впервые упомянули в совместном заявлении от 7 декабря 2011 года, за которым последовал протест со стороны России. Тогда Лавров заявил, что искренне предупредил своих коллег из Альянса, что такие заявления вновь могут подбодрить Саакашвили к авантюре, аналогичной 2008 г. Лавров также отметил, что после визита президента Саакашвили в Вашингтон в начале года он заявил, что добился полного восстановления военных поставок и обещания, что Грузия обязательно станет членом НАТО. «Хотя это, в общем-то, его интерпретация произошедшего, так я понимаю, он (Саакашвили – ГРУЗИНФОРМ) любит интерпретировать, но у нас это все вызывает тревогу, потому, что мы не хотим очередной дестабилизации на Южном Кавказе из-за очередной авантюры этого человека», - заявил глава МИД России.
«Но привлек я внимание еще к одному вопросу моих коллег, я напомнил, что бомбили позиции наших миротворцев, убивали наших граждан, убивали от имени и по приказу того человека, которого обещали принять в НАТО на Бухарестском саммите, убивали оружием, которое было поставлено Грузии многими странами, входящими в Североатлантический альянс, и убивали военнослужащие, которых тренировали инструкторы из некоторых государств членов НАТО. Поэтому я даже считал бы, что это немного кощунственно, эту тему в этом формате, и, так, знаете, безапелляционно, мусолить», - заявил Лавров.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в ответ на заявление Лаврова отметил, что Москву раздражает не только будущее объединение в НАТО, но и само существование Грузии, как независимой, свободной, территориально целой и суверенной страны. «У политической элиты в Кремле два выбора: или свыкнуться с тем, что Грузия имеет право и воспользуется этим правом, чтобы объединиться туда, куда хотят граждане Грузии, или Москве придется смотреть на это и сожалеть без удовольствия, как сказал об этом (Лавров - ГРУЗИНФОРМ) со скрежетом зубов, свыкнуться с этим», - заявил Вашадзе грузинским СМИ в Брюсселе.
По его словам, Россия подрывает почву безопасности и стабильности на Южном Кавказе оккупацией сепаратистской Абхазии и Южной Осетии и усилением своего военного присутствия на этих территориях, в том числе - путем размещения более 5 тысяч военнослужащих, оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка-У», систем залпового огня «Ураган» и «Смерчь», а также зенитно-ракетного комплекса С-300. Он также подчеркнул российский военный потенциал на Северном Кавказе и на российской военной базе в Гюмри, Армения. «Это запланированные военные учения «Кавказ-2012», которыми обеспокоена не только Грузия, но и абсолютно все страны региона, и главной целью которых и главной причиной осуществления которых является лишение независимости, суверенитета сразу всех трех стран Южного Кавказа», - заявил Григол Вашадзе.