Грузия, 21 июня, ГРУЗИНФОРМ. Студент факультета международного права и экономики Тбилисского университета Георгий Беридзе спрашивает: «Кто, по вашим прогнозам, из нынешних министров останется в новом правительстве после выборов в парламент?»
Читателю отвечает Главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили:
«Уважаемый Георгий! Замена нескольких министров произойдёт и до выборов, когда министры - члены «Республиканской партии Грузии» официально включатся в предвыборную компанию в качестве оппонентов партии Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта - демократическая Грузия». Как бы ни оттягивали этот момент министры - республиканцы, желающие подольше не упускать из рук бразды правления и огромные зарплаты с премиями, он обязательно настанет после 7-8 июля, после Варшавского саммита НАТО (законом предусмотренный крайний срок их отставки истекает 8 сентября - ровно за месяцев до выборов, назначенных на 8 октября 2016 года).
Министра обороны Тину Хидашели с большой вероятностью может заменить нынешний председатель Государственного департамента по делам ветеранов, генерал Коба Кобаладзе (политрепрессированный и политзаключённый во время режима президента Михеила Саакашвили). Если это назначение состоится, значит, согласие США, подписавших с Грузией Хартию о стратегическом партнёрстве, а также НАТО, открывшем в Грузии Совместный Центр подготовки и оценок, на то получено. А значит, генерал Кобаладзе сохранит министерский пост и в новом Кабинете министров.
Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов, вместо республиканца Гиглы Агулашвили, вероятно, будет назначен один из лидеров парламентского большинства, председатель парламентского Комитета по защите окружающей среды и природных ресурсов Гия Жоржолиани.
Кем заменят госминистра по вопросам примирения и гражданского равноправия, республиканца Паату Закареишвили - неизвестно, но это не имеет никакого значения, так как никаких подвижек с Абхазией и Южной Осетией - не то, что по вопросу их реинтеграции и возвращения беженцев, но даже начала элементарного рабочего диалога - не предвидится.
В новом Кабинете министров, несомненно, будут новый министр культуры и охраны памятников и три новых госминистра - по вопросам диаспоры; по вопросам примирения и гражданского равноправия; по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.
На прошлой неделе, в своей публикации, я уже разъяснял - почему три вышеуказанных штата государственных министров можно безболезненно упразднить за ненадобностью, сэкономив на этом огромные суммы из госбюджета.
В новом правительстве, скорее всего, останется назначенный на позапрошлой неделе министром образования и науки Александр Джеджелава, о котором все отзываются крайне положительно как о большом профессионале и положительной личности.
И, конечно же, сохранят министерские портфели самые успешные министры нынешнего правительства: министр экономики и устойчивого развития, первый вице-премьер Дмитрий Кумсишвили, министр энергетики, вице-премьер Кахи Каладзе, министр здравоохранения, труда и социальных дел Давид Сергеенко и министр по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Кахи Кахишвили.
Не исключено, что министром финансов, вместо Нодара Хадури, будет переведён нынешний министр экономики и устойчивого развития, первый вице-премьер Дмитрий Кумсишвили, или нынешний министр регионального развития и инфраструктуры Нодар Джавахишвили, занимавший должность президента Национального банка при президенте Эдуарде Шеварднадзе. Перестановки в экономическом блоке могут быть разные, но только «внутренние», из уже проверенных менеджеров - эксперименты с новыми кадрами тут маловероятны.
Одной из главных задач экономического блока, наряду с привлечением инвестиций, является не только удержание курса национальной валюты - лари, а удержания «в узде» грузинских крупных бизнесменов - крайне ненадёжную в политическом отношении категорию, сохранившую деловые связи и взаимные обязательства с представителями прошлой власти. Общеизвестно, что многие бизнесмены и банкиры не только остаются в доле с националами, а продолжают тайно спонсировать партию Михеила Саакашвили «Единое национальное движение Грузии».
Несомненно сохранит должность самый успешный «силовик» - директор Государственной службы безопасности Вахтанг Гомелаури. А начальник Специальной службы государственной охраны генерал - майор Анзор Чубинидзе, вероятно, займёт должность министра внутренних дел Грузии. Не исключено, что на посту начальника Специальной службы государственной охраны его заменит начальник личной охраны Бидзины Иванишвили - Алеко Тодуа.
Премьер-министром Грузии останется максимально бесконфликтный и положительный Георгий Квирикашвили, но в запасе, в зависимости от создавшейся ситуации, для замены уже готова «боевая» замена в лице нынешнего министра экономики и устойчивого развития Дмитрия Кумсишвили, назначенного на позапрошлой неделе первым вице-премьером.
Будут ли в новом правительстве нынешние четыре министра - юстиции; спорта и молодёжи; сельского хозяйства; по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению - Тея Цулукиани, Отар Данелия, Тариел Хечикашвили и Созар Субари, неизвестно. Скорее всего, некоторых заменят, но опять будут действовать исходя из создавшейся ситуации.
Под создавшейся после и в результате выборов ситуацией я подразумеваю расклад сил в новоизбранном Парламенте – всё зависит от того, войдёт ли туда партия «Грузинская мечта - демократическая Грузия» фракцией с квалифицированным большинством, как коалиция «Грузинская мечта» на прошлых парламентских выборах 1 октября 2012 года. Если нет, то не исключено, что партия «Грузинская мечта» согласится на коалиционное правительство и уступит несколько «второстепенных» министерских портфелей не антагонистичным ей партиям, создав с представляющими их фракциями парламентскую коалицию для гарантированного конституционного большинства».
Для справки: в парламенте Грузии – 150 депутатов. Согласно Конституции, по пропорциональной системе будет избрано 77 депутатов, а по мажоритарной – 73. Партия, получившая 113 мандатов - депутатов, составит в парламенте конституционное большинство, которое вносит изменения в Конституцию. Согласно законодательству, для избрания премьер-министра и правительства необходимо простое большинство, то есть 76 голосов из 150.