Политика
Урегулирование российско-грузинских отношений не стоит в московской повестке дня - на чьей стороне мяч? - Арно Хидирбегишвили

     Главным событием прошедшей недели стал санкционный «Список Отхозория-Татунашвили» из 33 лиц (Постановление правительства Грузии №339 от 26 июня 2018 года), «которые с 1991 года по сегодняшний день совершили разные преступления в отношении граждан Грузии на оккупированных территориях». Ответственными за исполнение санкций, предусмотренных в отношении внесенных в Список лиц, назначены четыре госструктуры: Минюст, МВД, Министерство иностранных дел и Нацбанк Грузии.
     В Сухуми и Цхинвали сразу же заявили, что это «популизм, «утка», демагогия и провокация, которая разрушит Женевские переговоры как единственный международный формат по мирному урегулированию на Южном Кавказе» и, для начала, вкупе с российскими представителями сорвали рабочую встречу в Гали в рамках Механизма превенции и реагирования на инциденты (IPRM). Россия выразила им солидарность через своё посольство в признанной ею республике.
     Имеет ли «Список Отхозория – Татунашвили» практический смысл, учитывая, что некоторых, включённых в него, фигурантов нет в живых, а остальные не объявлены в розыск по «красному циркуляру» Интерпола? Или это – акт, рассчитанный больше на политический резонанс? На этот вопрос отвечает Главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили, рассматривая его в призме российско-грузинских отношений:


«У «Списка Отхозория – Татунашвили» есть один большой изъян - в нём нет Миши Саакашвили, больше всех остальных, вместе взятых, совершившего преступлений против граждан Грузии. Да, список имеет больше политическую, чем практическую нагрузку, поэтому поднятая вокруг него истерия не совсем понятна. Грузинская парламентская оппозиция, укомплектованная партией Саакашвили, грозит бойкотом, потому что «в список не внесен ни один гражданин Российской Федерации, представители Минобороны, ФСБ, ГРУ и оккупационных властей, которые ответственны не только за совершение преступлений, но и за сокрытие личностей виновных». Демаршами откликнулись и абхазы с осетинами, которые ранее написали «Белую книгу Абхазии» и «Белую книгу Южной Осетии», а до конца года собираются опубликовать «Список Гришика Санакоева», который, оказывается, пишут в Цхинвали уже второй год.

Что касается вреда, который этот список, якобы, может нанести переговорному процессу: трудно ещё больше испортить отношения между грузинами - и абхазами с осетинами, чем сейчас. Статус-кво сегодня следующий: абхазы и осетины нас, мягко выражаясь, недолюбливают и фигурантов «Списка Отхозория – Татунашвили» считают чуть ли не героями; мы называем абхазов и осетин братьями, приглашаем на бесплатное лечение и учёбу, обеспечиваем бесплатно электроэнергией (Абхазию), предлагаем совместное участие в экономических проектах и безвиз в страны Шенгена.

Многие в Грузии не без оснований считает такую политику грузинского правительства неадекватной, хотя она - единственно возможная в реальной ситуации. Официальный Тбилиси стремится, в первую очередь, вернуть не территории, а абхазов и осетин, их сердца, справедливо полагая, что если убрать главную - ментальную проблему, всё остальное – возвращения беженцев, территории – добровольно приложится само собой. А пока абхазы с осетинами пусть поживут с русскими и армянами, без грузин, подумают на досуге в тени мандариновых деревьев и яблонь… Или - военный гарнизон, или - ассимиляция в составе России, ничего иного без Грузии им не дано.

Говорят, нужно время, чтобы молодые абхазы и осетины познакомились со своими грузинскими сверстниками и вместе начали «с чистого листа». Протянуть подольше время - отнюдь не эмоциональный подход, а прагматичный расчёт. Новые поколения грузин, отроду не видавшие Сухуми и Цхинвали, могут сделать выбор в пользу членства Грузии в НАТО без этих территорий. Большинство из них – прозападные космополиты, они уже проявили себя в НПО и на уличных акциях, скоро они придут к власти.

А из каких соображений, скажите на милость, они должны испытывать симпатии к России? Может, глядя на её «главных соотечественников» в Грузии – необразованных бездельников, крадущих сотни тысяч долларов, выделяемых Россией для помощи ветеранам и на благоустройство могил участников ВОВ, на спасение русского языка и шествия несуществующих «полков»?! Какие чувства к России должна испытывать грузинская молодёжь при виде поросших бурьяном братских кладбищ героев, отдавших жизни за Отечество под названием «СССР»?! «Ваши бывшие союзники - американцы, и даже бывшие враги - немцы ухаживают за могилами и памятниками советских солдат и лелеют своих ветеранов, потому что они - цивилизованные и порядочные люди! Теперь понятно, почему мы стремимся быть похожими на США и Европу?!», - заявили мне молодые грузины 9 мая в тбилисском Парке Ваке - бывшем Парке Победы.

Даже без «красных линий», проходящих по территориальной целостности и суверенитету Грузии, существует много объективных причин, по которым грузинская молодёжь испытывает скептицизм и даже нигилизм по отношению к установлению дружбы с Российской Федерацией. Я не оговорился – именно установлению, а не восстановлению, ведь грузинская молодёжь не может восстанавливать дружбу, о которой ничего не знает, а для её установления православное единоверие и Великая Отечественная, как видите, «не работают». «Новую дружбу с со старых могил не начинают!», - заявили мне в беседе те же молодые прагматики, у которых нет желания копаться в прошлом. И объяснять их позицию только лишь классической коллизией между отцами и детьми, или сваливать всё на западную пропаганду, «разорвавшую преемственность поколений», значит заниматься самообманом.

В России, к примеру, заявляют, что со своей стороны сделали всё для начала урегулирования и сейчас, мол, «мяч - на грузинской стороне», что тоже не соответствует действительности. Возьмём, к примеру, постоянное упоминаемое как заслугу российской стороны «послабление визового режима». Во-первых, визовый режим существует только для граждан Грузии - визовый режим для прибывающих в Грузию россиян отменил ещё Саакашвили. Так «на чьей стороне - мяч», кто должен устранить этот дисбаланс – Грузия или Россия?! Во-вторых, сегодня гражданам Грузии путь в Россию заказан точно также, как и во времена Саакашвили. Гражданина Грузии, который хочет посетить Россию, и сегодня с самого же начала толкают на подлог: он должен найти знакомых или родственников в России, даже если их у него там нет (!), или получить фиктивное приглашение через какую-нибудь организацию, якобы, приглашающую его на культурное мероприятие или в деловых целях. После этого приблизительно два месяца надо ждать в очереди в российском консульстве, или заплатить взятку вышеупомянутым «тёмным соотечественникам», которые обеспечат и визу, и её оформление вне очереди. Какое после этого впечатление о России должно остаться у грузинской молодёжи, особенно на фоне безвиза с ЕС?!

А ещё в России не первый день заявляют, что «будут только рады прямому диалогу между Тбилиси, Сухуми и Цхинвали», но умалчивают, что не урегулированные грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты – результат российско - американского соперничества на Кавказе. Как было в Сербии и Сирии, РФ и США на Кавказе тоже не бьют друг друга «в лицо», а вошли в клинч, одновременно стараясь сыграть на опережение и застолбить побольше территорий. Только в таком - глобальном, а не региональном - контексте можно рассматривать вероятность урегулирования этих конфликтов, в том числе – российско-грузинского, что не стоит в московской повестке дня по понятным причинам. Некоторые из них указаны выше (расчёт на смену поколений, продолжение признания их независимости, вхождение в состав РФ), но есть и другие.

К примеру, на прошлой неделе президент Трамп выразил «глубокое убеждение, что Россия неизбежно вернётся в G7 даже без выполнения Минских соглашений» и «станет частью важных геостратегических обсуждений». По словам госсекретаря Помпео, «существует набор компромиссных вариантов для переговоров с РФ». Значит, если компромисс между США и РФ достижим даже по 45-милионной Украине и 17-миллионой Сирия, то по крохотным Абхазии и Южной Осетии – уж подавно! Вот почему Россия не спешит налаживать с Грузией отношения и лишь устами Карасина - Захаровой постоянно констатирует, что они «неуклонно улучшаются». Грузинское вино и «Боржоми» текут в Россию рекой, обратно – потоки российских туристов и денежные переводы, лучшие грузинские специалисты живут и работают в России, для российской публики поют и пляшут лучшие грузинские артисты - чего же более?! Поэтому русские не спешат возвращать сердца грузин и навязывать им свою дружбу, за которую, как известно, придётся платить, как сегодня платят американцы.

В чём ещё выражается «неуклонное улучшение» российской-грузинских отношений? Напротив, они неуклонно ухудшаются, если судить по официальным заявлениям и инцидентам на линиях соприкосновения, которые часто кончаются трагедиями, как в случаях с Отхозория, Башарули, Татунашвили. Могут возразить, что виной этому - декларируемый грузинской властью «безальтернативно евроатлантический внешнеполитический курс» - стремление в НАТО, куда абхазы с осетинами не хотят даже за безвиз и прочие блага, воспринимаемые ими как «данайские дары». Давайте разберёмся и с этим.

Последний соцопрос американского Международного республиканского института (IRI), опубликованный 30 мая, показал, что большинство граждан Грузии – 76%, в основном, поколение от 40 лет и старше - за диалог с Россией (в предыдущем опросе IRI этот показатель был на 6% выше, т.е. 82%). Почему это благоприятное обстоятельство не побуждает российский МИД изменить язык ультиматумов, который с грузинами - контрпродуктивен? «Вопрос Абхазии и ЮО закрыт! А вступите в НАТО - получите адекватно!», - говорит и показывает Москва. Априори - ни компромиссов, ни перспективы. А что тогда должно побудить грузин к диалогу? Ради чего?!

В это же время руководители США и НАТО заявляют: «Будет Грузия в НАТО, или нет, решать грузинскому народу». Чувствуете разницу в постановке вопросов? А раз «решать грузинскому народу», то значит грузинский народ пока не решил – вступать Грузии в НАТО, или нет. Но в Москве «почему-то» ориентируются не на грузинский народ, который выбирает власть, а на саму власть, которая, как известно, преходяща. Не потому ли, что так удобней – всегда можно оправдать любые свои действия «антироссийской риторикой» со стороны грузинских властей?!

Неужели в Москве не знают, что в Грузии сформировалось опасение – мол, Россия полностью аннексирует Грузию из-за её геостратегического положения, в первую очередь - чтобы открыть «дороги жизни» своему стратегическому союзнику, Армении, через Абхазию и ЮО? Запад Грузию в этом уверяет, а Россия - не разуверяет… В результате Грузия хочет в НАТО не для войны с Россией за возвращение территорий, а в целях защиты от России».

3 июля 2018 года
Грузия, Тбилиси
ГРУЗИНФОРМ