Идея построить морской порт в Анаклия обсуждалась президентом Грузии Саакашвили и вице-президентом США Байденом в июле 2009 года во время визита последнего в Тбилиси. Обоснование было выгодным для всех: создание перевалочного пункта американской военной логистики из Европы в Афганистан со всеми вытекающими из этого финансовыми и военно-политическими дивидендами для Грузии и с профитом для руководителей проекта - Саакашвили и Байдена. Саакашвили отвечал за грузинскую сторону, что было несложно - Грузия находилась в его полном подчинении, а Байден брался пролоббировать эту идею в США - в Госдепе, Конгрессе, Пентагоне, в бизнес-кругах, и уговорить президента Барака Обама выделить под строительство порта государственный транш, потому что в глубоководный порт могли входить любые суда большого водоизмещения (с осадкой больше 18 метров и даже подводные лодки).
После прихода в Грузии новой власти в 2012 году проект строительства порта попал в руки «Чёрного банкира» - Мамуки Хазарадзе - владельца «ТВС-банка», который создал консорциум «Анаклия», но не имел достаточных средств, поэтому растранжирил 200 млн долларов, выделенные грузинским госбюджетом, и, практически, разогнал иностранных инвесторов, потерявших доверие к грузинской стороне и интерес к данному проекту.
Сегодня грузинская радикальная оппозиция уже не скрывает, что одной из её главных целей является открытие в Грузии военно-морской базы США, или НАТО, что суть - одно и тоже, в Анаклия. «Чёрный банкир» для этого даже основал оппозиционную политическую партию «Лело» и через западных лоббистов жалуется в Вашингтон и Брюссель, что «кремлистская власть Грузии, правящая партия «Грузинская мечта», лидером которой является пророссийский олигарх Бидзина Иванишвили, не хотят строить порт в Анаклия». Хазарадзе просит помощи у США и НАТО, чтобы прийти к власти в составе коалиционного правительства на парламентских выборах в Грузии 26 октября нынешнего года, а в случае успеха обязуется на второй же день реанимировать строительство глубоководного порта Анаклия для военных нужд Вашингтона и Брюсселя. Откуда власть Грузии предупредили, что если она откажется строить порт Анаклия, то проиграет парламентские выборы, а в оставшиеся до выборов пол года, пока у власти «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, с Грузией откажутся вести переговоры о её вступлении в Евросоюз и НАТО.
Этим Вашингтон и Брюссель вынудили правительство Грузии уже в третий раз отложить реконструкцию морского порта города Поти, а именно - углубление дна гавани с 10 до 18 метров, что обошлось бы всего 200 миллионов долларов, и объявить тендер на строительство нового морского порта на голом месте, на болотистой местности у посёлка Анаклия общей стоимостью несколько миллиардов долларов, так как проект из-за дороговизны невозможно осуществить без привлечения инвесторов.
Цель НАТО – постоянное присутствие военных кораблей стран-членов Североатлантического альянса «нос к носу» с Черноморским ВМФ Российской Федерации, что с недавних пор дислоцируется в Абхазии, на рейде в акватории города Очамчира, на новой российской военно-морской базе.
Какие последствия для Грузии будет иметь их столкновение, объяснять не надо, а ведь конфликт между НАТО и Российской Федерацией с привлечениемГрузии входит в планы Великобритании на Южном Кавказе. Вот что на самом деле означает «Концепция Черноморской региональной безопасности», о которой лидеры стран-членов НАТО постоянно напоминают грузинскому политическому руководству.
P.S.
Проклятие Анаклия действует: село Анаклия на черноморском побережье (край Самегрело, на границе с Абхазией) существует с древнейших времен, там была пристань, откуда грузин увозили в рабство в Османскую империю. По легенде, однажды у женщины по имени Анна пропал сын (по другой версии – дочь). В поисках мать обежала соседние деревни и кто-то ей сказал, что похожего по приметам ребёнка видели на арбе, направлявшейся в сторону моря – по всей вероятности, его увозили турки. Босиком Анна добежала до пристани, но не успела — пароход уже отчалил. Впавшая в отчаяние женщина стала громко кричать вслед кораблю, прося вернуть её дитя, но в ответ доносились лишь пароходные гудки. С тех пор Анна каждый день приходила к морю и часами криком кричала, взывая к своему увезённому в рабство ребёнку. Её надрывной голос разносил ветер по всей округе и люди, слыша отчаянное рыдание женщины, говорили: «Ана ркианс», что на мегрельском означает «Анна кричит». Так эта местность получила название «Анаркиа», впоследствии на грузинском языке буква «р» трансформировалась в «л» и поселок стал зваться «Анаклиа».